Учитель! Имя твое в своем сердце храню

Имя первой учительницы каждый человек хранит в своем сердце и памяти на протяжении всей жизни. Учитель — это даже больше, чем призвание. В этом слове нам видятся несмышленые первоклашки, застенчивые, застывшие в ожидании чуда на торжественной школьной линейке. Они испытывают перед школой робость и страх. Но в то же время доверчиво протягивают свои ручонки старшеклассникам, которые поведут их на самый первый в их жизни урок. Большинство героинь моих очерков мечтали в детстве выбрать профессию педагога и быть похожими именно на свою первую учительницу. Яркие впечатления оставляет этот образ у учеников начальных классов. Героиня моего рассказа Ольга Юрьевна Ситникова не только мечтала о данной профессии, она ее реализовала. На мой вопрос, почему решила стать учителем, Ольга Юрьевна ответила:

Мне посчастливилось учиться у такого удивительного и открытого преподавателя, с которым всегда приятно было общаться. Это Таисия Германовна Матвеева. Она преподавала в начальных классах в основной базовой школе Дубовки. У моей мамы тоже была профессия учителя начальных классов. Она училась в Дубовском педагогическом училище, правда, преподавала мало, в основном работала библиотекарем в базовой школе. Я тоже, как и мама, окончила это училище, там же некоторое время работала лаборанткой. Затем перевелась в базовую школу пионервожатой, позже стала преподавать в начальных классах.

У меня до сих пор остались добрые впечатления о моей первой учительнице. Таисия Германовна преподавала такие интересные уроки, что часто они были показательными для студентов педучилища. На занятиях было множество наглядных пособий. Знания получали одновременно и мы, учащиеся, и студенты. Она была сильным, требовательным учителем и одновременно добрым человеком. Прилагала огромные усилия к тому, чтобы мы хорошо усваивали предметы. Я старалась брать с нее пример и применять ее опыт в обучении своих учеников. Мне очень хотелось быть похожей именно на Таисию Германовну .

Когда я задала Ольге Юрьевне вопрос о том, насколько ее представления о профессии учителя совпали с реальностью, она ответила, что все так, о чем мечтала. Потому что вернулась в свою родную школу, ее радушно принял педагогический коллектив. И хотя первое время возникали трудности, опытные коллеги помогали их преодолевать и оказывали молодому педагогу поддержку в освоении профессии. Она им за это благодарна. Особенно Ольге Александровне Бурдиной, которая была ее главным наставником, и однажды похвально выразилась по поводу работы Ольги Юрьевны, обронив среди коллег такую фразу: «Из нее получился хороший педагог!»

В чем сложность работы с детьми?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Если существует взаимодействие родителей с педагогом, то, как правило, успешное обучение гарантировано. Отношение ребенка к учебе зависит наполовину от стараний учителя и наполовину от отношения к обучению ребенка в семье. В любом случае к каждому ученику необходим индивидуальный подход. Кто-то из детишек слишком активный в классе, кого-то надо подбодрить, кого-то остудить.

Очень важно изначально понимать психологию ребенка. При наборе класса ведется совместная работа с психологом, где и выявляются слабые и сильные стороны ученика. Даже когда дети первый раз перешагнули порог учебного класса, мы уже по их реакциям многое видим и понимаем. А по тем признакам, как ведут себя по отношению к маме или бабушке, сразу становится понятно, какую культуру прививают в семье, есть ли уважение к старшим. Исходя из этого, можно определить психологию дальнейшего поведения ребенка. Ведь как уважительно относится ребенок к членам своей семьи, так же он будет относиться и к окружающим его людям.

Как говорит Ольга Юрьевна, есть семьи, где отношение детей к матери очень высокое, и от них не услышишь ни одного плохого слова. В качестве примера она привела семью Алеши и Лизы Петренко. В последние годы с семьями родителей у нее установлены прочные контакты, они откликаются на все просьбы с пониманием, и процесс обучения и воспитания учащихся происходит совместными усилиями.

Особенно сложно бывает в первый год обучения, и тогда на помощь приходит психолог Наталья Михайловна Гукова. Применяются игровые методики, направленные на развитие внутреннего внимания, сообразительность, реакции и скорость мышления. Так происходит процесс адаптации учащихся к новым условиям.

Образовательная программа в последние годы претерпела изменения. Появились новые федеральные стандарты, современные методы обучения и диагностики. Все эти новые технологии применяются педагогами на практике. Приходится не только следовать определенным методикам и внедрять их, но и применять индивидуальные наработки. У каждого учителя есть свой творческий подход к обучению: где-то картинку вставить, где-то презентацию показать с элементами мультфильма. Детям это интересно, более доступно и понятно. Тогда учебные программы усваиваются легче.

Уроки у Ольги Юрьевны проходят на высоком профессиональном уровне. Она легко находит с учениками общий язык. Понимает детские проблемы и одинаково любит каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного. Для нее главное – выявить в каждом ребенке самые лучшие качества, заложенные в его душе. Она стремится к тому, чтобы дети получали радость от приобретенных знаний, чтобы после окончания школы четко осознали место в жизни. Ее неиссякаемая энергия и умелые руки буквально творят чудеса. В кабинете, где занимаются ребята, по-домашнему уютно и комфортно, много цветов и необычных поделок, выполненных в разных техниках руками учеников.

Научить ребенка читать, писать, привить навыки работы в коллективе, заложить не только фундамент знаний, но и нравственное начало, научить видеть прекрасное и доброе в этом непростом мире — это нелегкий труд. Но Ольга Юрьевна с ним справляется отлично. Она талантливый педагог, и тому подтверждение — квалификация учителя высшей категории.

Что бы Вы хотели изменить в образовательном процессе или в системе образования?

— Может быть, ввести новые предметы для обучения или внедрить что-то, связанное с творчеством. По русскому языку и литературе часов достаточно, а вот предметов по развитию у детей творческих способностей мало. Таких, например, как изобразительное искусство, хореография, аэробика. Эти дисциплины помогли бы развивать у школьников эстетический вкус. И, конечно же, больше времени уделять обучению информационным технологиям.

От внедрения информационного процесса в школе сейчас никуда не уйти, это диктует время. Но слово учителя никакая машина заменить не сможет, какими бы музыкальными и красочными эти процессы не были. Потому что учитель использует доску, мел и слово. А это общение вызывает у людей чувства. И чтобы понять какую либо информацию, ее надо прочувствовать. Только так можно быть не только информированным человеком, но и образованным и иметь знания.

Во время нашей беседы Ольга Юрьевна призналась, что очень любит свою профессию, и самым ценным в работе считает общение с детьми.

Ей нравится сам процесс донесения информации, в котором идет взаимный обмен на энергетическом уровне. Дети и учитель обмениваются им своей теплотой. С учениками она ведет беседы о будущей профессии. Некоторые дети уже с раннего возраста задумываются о ней. Одни хотят выбрать профессию мамы, другие — быть похожими на папу. Есть и такие ребята, которые хотят быть учителями, и Ольге Юрьевне это приятно.

— Я горжусь своими воспитанниками. Все мы знаем, что все самое лучшее в человеке закладывается в детстве и юности. Поэтому школьные годы должны быть радостными и счастливыми.

И она делает все от нее зависящее, чтобы именно так и было. Школьные будни насыщены плодотворным трудом, а праздники наполнены задором, позитивной энергией и созиданием. Она даже после выпуска своих учеников поддерживает с ними связь, всегда готова помочь и дать им мудрый совет.

Ольга Юрьевна идет в ногу со временем. На ее счету много новых методических разработок, периодически она проходит курсы повышения квалификации, заочно окончила Волгоградский педагогический университет по специальности «Педагогика и методика начального обучения». За многолетний стаж работы, а он у нее составляет уже 20 лет, имеет благодарственные письма и похвальные грамоты, высшую квалификационную категорию. Ее ученики являются участниками муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов и фестивалей. А ее фамилия входит в список лучших педагогов России по Южно-федеральному округу.

Помимо профессионального труда, Ольга Юрьевна осуществляет активную общественную деятельность. На протяжении нескольких лет занимает пост председателя избирательной комиссии на участке под номером 1409, расположенном в здании базовой школы.

В 2000 году она вступила в партию «Единая Россия». В 2016 году была избрана членом политсовета партии «Eдиная Россия» по Дубовскому району Волгоградской области. Часто избиралась делегатом от Дубовского района на областные партийные конференции. Но самое главное достижение в ее жизни – это любимый сын Алексей, который сейчас осваивает профессию техника-программиста, обучаясь во Фроловском промышленно-экономическом техникуме. Он — главная радость и любовь всей её жизни. А если суммировать все ее жизненные достижения, то Ольгу Юрьевну по праву можно считать счастливым человеком.

И для этого есть все основания. Потому как ее уважают коллеги, любят ученики, понимают родители. И сколько бы ни совершенствовалась педагогическая мысль, какие бы методики ни внедрялись в школьную практику, но успех воспитания и обучения детей зависит, прежде всего, от учителя и его авторитета. А он у героини нашего рассказа есть и складывается из многих компонентов: эрудиции, такта, строгой и нежной любви к детям.

Александра ДАВЫДОВА

Обсуждения закрыты для данной страницы