Партизанские тропы Алексея Бурцева

Супруги Бурцевы, 1946 год

Воспользовавшись рукописью воспоминаний моего дяди Бурцева Алексея Ивановича, я решила познакомить вас с историей его службы в предвоенные и военные годы.

24 мая 1943 года путем минирования был пущен под откос воинский эшелон противника на железной дороге «Витебск – Смоленск» между станциями «Плоская» и «Вологовка». Группой партизан, осуществлявшей диверсию, руководил мой дядя – командир третьего партизанского отряда имени Героя Советского Союза Володи Куриленко Бурцев Алексей (по данным выписки из партархива института истории партии при ЦК КПБ, фонд 3500, опись 4, дело 56, листы 1-2).

Через 40 лет после Великой Отечественной войны А.И. Бурцев описывает диверсию на железной дороге с легкой самоиронией и юмором. На самом же деле это была очень рискованная и опасная операция.

«Взрывчатки в то время у нас, партизан, не было. Доставали её всевозможными путями. Использовали снаряды, гранаты, которые находили на местах боёв 1941 года. Так однажды нашли невзорвавшуюся бомбу. Заманчивая штука. В её утробе должно быть много тола. Тащить на железную или шоссейную дорогу бомбу целиком невозможно, она весит килограммов 200. А вот разрядить ее, взять из нее взрывчатку мы должны. Руководить этой операцией поручено мне. Приглашаю к себе летчика Михаила, который хотя бы в общих чертах знаком с устройством авиабомб. Я беру с собой еще 6 человек, а также топор, лопаты, отвертки. Отправляемся на место к бомбе. Вроде бы ничего особенного. Лежит спокойно, молчит как рыба, а что «думает», не знаем. Летчик предлагает поднять ей немного носовую часть, чтобы удобнее было работать. Делаем.

– А теперь уходите все подальше, – говорит Михаил, – у бомбы я останусь один. Попытаюсь отделить боеголовку. Удастся мне это сделать – значит, удача, победа, а не удастся – поражение, возможен взрыв. В случае чего не поминайте лихом. Мы разошлись и залегли в укрытиях. Через 10-15 минут возгласом «Ура!» летчик позвал нас и доложил, что бомба обезврежена. В наших глазах он выглядел чародеем, и мы всецело положились на него.

Поджигаем заготовленные дрова, уложенные под бомбой, и ждем, когда в отверстие бомбы, где был ввинчен взрыватель, потечет расплавленный тол. Прошло полчаса, и произошел… взрыв. Вернее не взрыв, а разрыв бомбы. Воздушной волной нас всех раскидало и немного оглушило. Когда же мы, как говорится, очухались, то выяснилось, что все остались живы и почти здоровы. А бомбу сжатыми парами от нагрева разорвало на 2 части. Взрывчатки мы все же достали килограммов 15.

На другой день, 23 мая, меня вызвал комбриг.

– Товарищ Бурцев, ты знаешь, с какими трудностями и риском мы достаем взрывчатку. Поэтому её надо использовать с обязательной и максимальной отдачей, наверняка.

– Я Вас и всё понял, – отвечаю ему, – когда и куда идти?

– Завтра, на железную дорогу Витебск – Смоленск. Сколько человек думаешь брать с собой и кого?

– 3-х человек хватит. Разумеется, я четвертый. Двое должны закладывать мину под рельсу, а двое охранять их и при необходимости прикрыть отход.

Вернувшись в отряд, приглашаю к себе Романа Пучина, Виктора Голубева, Андрея Глобу. Утром 24 мая подготовили мину, взяли с собой шомпол, шнур, котомки с продуктами, компас и отправились в путь. Говорят, что только птицы летают прямо. Партизаны тоже чаще всего ходили прямо. И не страшили их никакие преграды: болота, бурелом, канавы и овраги, всё было нипочём. Тем более что местность была незнакомой. Единственный и надёжный проводник в таких случаях – компас.

В район намечаемой операции пришли часа за 1,5-2 до наступления темноты. Лес кончался примерно за два километра до путей. Железная дорога со стороны Витебска делает некрутой поворот перед мостом и как бы выгибается в нашу сторону. Этот участок мы и намечаем для минирования. С наступлением полной темноты приближаемся к железной дороге и в 25-30 метрах залегаем, прислушиваемся. Кругом тишина. Голубева и Пучина отсылаю вправо и влево по одному метров на 50 на случай прикрытия нашего отхода. Сам с Глобой остаюсь на месте в ожидании поезда. Раньше времени мину ставить нельзя. Её могут обнаружить и обезвредить. А обнаружить мину при предполагаемом методе минирования легко. Раньше мины ставили так, что капсул-детонатор срабатывает от нажатия рельсы на его чеку под тяжестью паровоза. В этом случае мина тщательно маскировалась, и её не так-то просто было обнаружить, да еще в ночное время. Но немцы стали пускать перед паровозом 2-3 пустые платформы с тем, чтобы взрывались платформы, а не паровоз, и машинист успевал бы затормозить состав. Придумано неплохо. Но и партизаны не лыком шиты. Они стали ставить мины не нажимного, а натяжного действия. Такую мину обнаружить легко по шомполу или другому предмету – прутику. Итак, ждём поезда. Немцы у моста периодически ракетят, но по линии с проверкой не идут, еще рано. Только что стемнело, и партизан быть «не может». Они чаще появляются во второй половине ночи или под утро.

Вот и послышался шум идущего поезда. Идёт в сторону Смоленска. Я и Глоба Андрей быстро подбегаем к ж/д полотну, по всем правилам устанавливаем мину, еще раз проверяем, всё ли сделано правильно и надежно, и отходим. Отходят и Голубев с Пучиным. Все четверо отбегаем еще метров 100 и залегаем. Вначале мы увидели огромную ослепительную вспышку, а вслед за ней оглушительный взрыв. Паровоз сошел с рельсов и свалился с насыпи. Началось лязганье, стук и скрежет вагонов, со стороны будки немцы открыли пулемётный огонь. Мы поднялись и ушли в спасительный лес. Немножко отдохнули и опять по компасу отправились в обратный путь. Настроение у всех было хорошее, бодрое. Труды наши и риск не пропали даром. Вернувшись назад, бригаду на месте не застали. Нас ожидали два партизана. Они рассказали, что лагерь был обнаружен и обстрелян с воздуха. Пришлось сменить место стоянки. В течение мая – июля месяцев 1943 года немцы несколько раз прочесывали район треугольника, но партизаны были неуловимы и наносили немцам чувствительные удары».

За свой ратный труд партизан А.И. Бурцев награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени, медалью «За победу над Германией».

Здесь же, в отряде, Алексей встретил свою судьбу. Медсестра отряда Медведкова Евдокия не одному десятку партизан спасла жизнь, оказывая помощь раненым и обмороженным в труднейших боевых условиях. За боевую медицинскую деятельность в военные годы Е.Г. Медведкова – Бурцева награждена медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны» II степени, «За Победу над Германией».

Как только Красная армия освободила Смоленщину в 1944 году, ставший начальником штаба 16 Смоленской партизанской бригады Алексей Иванович Бурцев и медсестра отряда Евдокия Гавриловна Медведкова поженились.

А это в 1946 году счастливый отец со своим первенцем – дочкой Нелличкой. Позже семья пополнится еще двумя сыновьями – Анатолием и Александром.

Вот для кого нужно было бороться с ненавистными фашистами, идти на любые жертвы, только бы скорее искоренить эту гитлеровскую нечисть.

Е.А. Гаврилова

Обсуждения закрыты для данной страницы