К особенным детям – особый подход

Каждый ребёнок – особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

В Конституции РФ и законе «Об образовании» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют равные со всеми права на образование. Более того, обеспечение этого права является одной из важнейших задач государственной политики.

В связи с этим в наши школы вошло инклюзивное образование. Это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.

Так, в средней школе №2 г. Дубовки в рамках инклюзивного образования в этом учебном году обучаются 15 детей с ограниченными возможностями здоровья, что на 5 больше, чем в прошлом. Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с заключением территориально-психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК), на основе которого разрабатывается индивидуальная программа развития каждого ребёнка: индивидуальный учебный план, индивидуальная адаптированная образовательная программа, индивидуальные адаптированные программы по предметам, индивидуальная коррекционно-развивающая программа, индивидуальная программа внеурочной деятельности, индивидуальная карта динамики развития.

«Система инклюзивного образования основана на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Для ребёнка с особыми образовательными потребностями разрабатывается собственный маршрут обучения, но это не значит, что остальные дети «подстраиваются» под него. Педагог старается преподавать так, чтобы успевающие ученики положительно влияли на тех, у кого есть сложности в усвоении программы.

Дети с ОВЗ, обучающиеся в инклюзии, лучше адаптируются и быстрее находят общий язык со сверстниками. Кроме того, инклюзия идёт на пользу всем ученикам. В инклюзивных классах, как показывает практика, обнаруживается высокая групповая сплочённость и более высокий уровень нравственно-психологического климата. Дети чувствуют себя более защищённо, психологически комфортно, чаще оказывают эмоциональную поддержку друг другу», – считает директор школы №2 Галина Савченко.

Также средняя школа №2 с 2011 года является опорной по дистанционному образованию детей-инвалидов. Она даёт возможность ребятам, имеющим серьёзные проблемы со здоровьем, не только получать дополнительное образование по ряду школьных предметов, но и дистанционно заниматься в различных кружках и секциях, участвовать в научных конференциях.

Преподаватели, ведущие работу в дистанционном режиме, прошли специализированное обучение, включающее в себя повышение квалификации по применению программно-технических средств и возможностей сети Интернет для организации дистанционного образования. Возможность обучаться дистанционно имеют дети, которые получают обучение на дому. Опорная школа даёт три дополнительных часа в неделю по программам общего и дополнительного образования для учащихся с 1 по 11 классы.

Дистанционное обучение ведётся в формате индивидуального обучения, но бывают и групповые занятия в режиме конференции при помощи Skype. Для каждого ребёнка по каждому учебному предмету педагог разрабатывает индивидуальную программу с учётом особенностей его здоровья. Помимо аудиовизуального контакта учителя и ученика через средства связи, в процессе обучения используются специализированные образовательные Интернет-ресурсы, где можно получить всю необходимую информацию по предмету и выполнить контрольные задания.

Сегодня в Дубовской опорной школе обучаются двое ребят-семиклассников из Городищенского района, которые получают дополнительное образование по математике и географии.

Для организации процесса дистанционного образования детям бесплатно предоставляются комплекты программно-технических средств с учётом особенностей их здоровья. В их числе компьютер, веб-камера, необходимое программное обеспечение, конструктор по основам прикладной информатики и многое другое.

Стоит отметить, что во всех образовательных организациях Дубовского района созданы условия для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов в учреждения. Ребята с особыми образовательными потребностями включаются в разные виды социально значимой и творческой деятельности. Организована работа по вовлечению детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дополнительное образование.

Во всех образовательных учреждениях района осуществляется контроль за повышением профессиональной компетентности учителей, работающих с такими детьми. Постоянно совершенствуется система комплексной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, а также их родителям. Во всех образовательных организациях работают педагоги-психологи, социальные педагоги, узкие специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи).

На базе шести образовательных учреждений района (трёх городских школ, Горнобалыклейской СШ, Лозновской СШ и детского сада №3 г. Дубовки) созданы и функционируют консультационные пункты по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Здесь они могут получить необходимые консультации по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка.

Анна НОВИЦКАЯ

Материал подготовлен в рамках проекта «Территория равных возможностей»

Обсуждения закрыты для данной страницы