Особая школа для особенных детей

В нашем регионе уделяется большое внимание обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Одной из организаций, осуществляющих эту деятельность на территории Дубовского района, является государственное казенное общеобразовательное учреждение «Дубовская школа-интернат», которая реализует адаптированные основные общеобразовательные и дополнительные общеразвивающие программы для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности.
Сегодня в школе обучаются 92 ученика, 18 из них – с тяжелыми множественными нарушениями развития – обучаются индивидуально. Педагоги школы проводят для них уроки на дому. С каждым учеником занимаются узкие специалисты – учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель и учитель адаптированной физкультуры и ЛФК.
«Основными задачами школы являются обучение, воспитание и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша главная цель – научить ребят трудиться, помочь им адаптироваться в обществе и получить азы будущей профессии. Педагогический коллектив проводит большую работу для реализации поставленных задач», – подчеркнула директор школы Елена Мелихова.
Профилирующий предмет школы – трудовое обучение. Вся трудовая деятельность делится на несколько направлений. Первое направление – урочная деятельность. В начальной школе преподаётся ручной труд, где вся деятельность направлена на развитие мелкой моторики. С пятого класса идет предпрофильное обучение, которое включает в себя швейное, штукатурно-малярное, столярное дело, цветоводство и декоративное садоводство. Швейная мастерская оборудована современными машинками с электрическим приводом, с функциями вышивания и оверлока. В столярной мастерской имеются электрические лобзики, электрические рубанки, а также все необходимое для изготовления поделок из древесины. Штукатурно-малярная мастерская оснащена бетономешалкой и другими строительными инструментами для работы с цементом и гипсом.
«К сожалению, многие дети в силу своего психофизического развития не могут строчить на машинке или работать рубанком, поэтому около трех лет назад мы открыли новый профиль – «Цветоводство и декоративное садоводство». Спонсоры помогли приобрести теплицу, в которой ребята под руководством преподавателя выращивают рассаду различных цветов. Некоторые виды растений сажают в зиму, а весной они украшают территории учебного и спального корпусов школы», – рассказала Елена Викторовна.
Второе направление трудового обучения – дополнительное образование и внеурочная деятельность. К нему относится работа объединений, которые развивают не только творческие и эстетические способности, но и дают ребятам возможность попробовать себя в разных направлениях и в меру своих способностей найти дело по душе. Это кукольный театр «Теремок» (для начальных классов), театральная студия «Фантазеры» (для старших классов), творческие объединения «Волшебный клубочек», «Рукодельница», «Волшебный пластилин», «Подушка-подружка», танцевальная студия «Врыв» и спортивный клуб, включающий две секции.
«В рамках дополнительного образования в школе открыты профили «Клининг» и «Ландшафтный дизайн». Мы стараемся идти в ногу со временем и открывать направления, которые в дальнейшем помогут нашим воспитанникам найти своё место в жизни и приносить пользу обществу», — отметила Елена Викторовна.
С 2022 года в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» в школе реализуется программа художественной направленности «Мастерская художника». Организовано пять групп учащихся, которые работают по следующим направлениям: «Изобразительное искусство: работа красками», «Изобразительное искусство: работа карандашами», «Тестопластика», «Бумаготворчество» и «Работа с тканью». В рамках проекта школа приобрела интерактивную доску, мольберты для рисования с софитами, демонстрационные тумбы и демонстрационный материал. Как отмечают педагоги, в «Мастерской художника» ребята занимаются с большим удовольствием и делают большие успехи.


На протяжении многих лет, за исключением периода ковидных ограничений, школа-интернат совместно с Дубовским музейным комплексом, храмом Святой Живоначальной Троицы, станичным казачьим обществом «Дубовский юрт», Межпоселенческим передвижным центром досуга, Межпоселенческой центральной библиотекой и Центром культуры и досуга г. Дубовки реализует социально-образовательный проект «Истоки».
Третье направление работы – обслуживающий и бытовой труд. В школе есть специальные предметы – социально-бытовая ориентировка (СБО) и основы социальной жизни (ОСЖ). Основная цель этих предметов – формирование необходимого запаса знаний, умений и навыков, которые позволят каждому выпускнику школы-интерната уверенно начинать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться к ней и интегрироваться в социум. В школе оборудован специальный кабинет СБО, предназначенный для теоретической и практической подготовки обучающихся к решению жизненных задач, формирование трудовых, бытовых и коммуникативных навыков. В этом кабинете ребят знакомят с бытом и учат правильно пользоваться электрической плитой, стиральной машиной, холодильником и другой бытовой техникой.
Воспитанники абсолютно все делают своими руками. А ведь приходя в стены интерната многие из них не знают простейших вещей. Начинают с того, что учатся самостоятельно заправлять постель, пришивать пуговицы. Ребята с удовольствием копают грядки, сажают цветы, выращивают рассаду, подметают дорожки во дворе, ремонтируют их, из бросового материала и цемента изготавливают вазоны для цветов.
«Буквально за один учебный год дети меняются, приобретают новые знания, умения и навыки. Результат совместного труда детей и педагогов видят и родители, для которых даже самый маленький успех их ребенка – большая победа!» – подчеркнула директор школы.
Воспитанники Дубовской школы-интерната вместе с педагогами принимают активное участие в городских, районных, международных и всероссийских конкурсах, что подтверждают многочисленные дипломы победителей. В 2022 году школа в четвертый раз приняла участие в региональном этапе Чемпионата профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями «Абилимпикс», где школу-интернат представили 5 ее воспитанников: Елена Фомина (в компетенции «Вязание спицами»), Александра Горюшина («Клининг»), Александр Заболотний («Ландшафтный дизайн»), Денис Михайловский («Столярное дело») и Анастасия Фомина («Изобразительное искусство»).


В этом году ученик Дубовской школы-интерната Артем Сидский занял 2 место в областном конкурсе профессионального мастерства «Творчество в будущей профессии» в номинации «Швейное дело», представив на суд жюри картину, выполненную в технике кинусайга или пэчворк без иглы.
В 2022 году учащиеся школы завоевали 1 место в областном театральном фестивале-конкурсе «Театр – школа жизни» в номинации «Музыкальный театр». Воспитанница Татьяна Фалько стала лауреатом 1 степени областного конкурса патриотической песни «Катюша-2022». Роман Котляров занял 2 место в региональном конкурсе детских творческих работ «Осенняя палитра». Воспитанники школы приняли участие в региональном конкурсе «Славяночка-2022» в номинации «Чтецы» и заняли призовые места: Владимир Попов – звание лауреата 2 степени, Аркадий Иванов – диплом лауреата 3 степени.
Весной 2022 года 8 класс школы стал победителем городского онлайн-конкурса «Террору скажем: «Нет!» в номинации «Лучший информационный буклет по профилактике экстремизма и терроризма». Также школа-интернат стала победителем городского онлайн-конкурса «Разгуляй масленица».
«В коллективе случайных людей нет, работают настоящие профессионалы – терпеливые, искренне любящие особенных детей и свою профессию. Для каждого воспитанника составляется индивидуальная траектория развития. Постоянно с ним работает классный руководитель, учителя-предметники, учитель-логопед, психолог. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы корригировать все высшие психические функции, а если это невозможно – компенсировать дефект. Все для того, чтобы ребенок смог после окончания школы социализироваться в обществе», – рассказывает Елена Викторовна.
В рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» в Дубовской школе-интернате осуществляет свою работу консультационный пункт единой региональной консультационной службы «Гармония» для семей с детьми до 18 лет. За консультацией могут обратиться родители (законные представители), воспитывающие детей, в том числе находящихся на обучении в форме семейного образования, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с нарушениями поведения, а также граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Напомним, в Волгоградской области совместно с родительским сообществом разработана программа по поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Такую задачу поставил губернатор Андрей Бочаров. Повышение качества и доступности инклюзивного образования, усиление социальной помощи, развитие сети специализированных школ, создание доступной среды в учреждениях стали ключевыми при реализации проекта.
Анна Новицкая, Степан КОПЕНКИН

Фото из архива Дубовской школы-интерната

Материал подготовлен в рамках проекта «Территория равных возможностей»

Обсуждения закрыты для данной страницы