Социально-экономическое развитие играет ключевую роль в развитии Волгоградского региона. В одной из научных работ доктора экономических наук, профессора кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления филиала РАНХиГС, Заслуженного работника высшей школы РФ Ирины Максимовой региональное планирование рассматривалось как ключевой инструмент управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации. Является ли это особенностью регионального планирования, и как оно влияет на развитие региона – в рамках проекта «Десятилетие науки и технологий в России» профессор ответила в интервью РИАЦ.
— Наверное, нужно начать вообще с понятия, что из себя представляет стратегическое планирование. То есть это особая форма, которая используется в управлении государством, и которая предполагает определение целей развития механизмов его достижения. Надо сказать, что в России стратегическое планирование используется уже достаточно давно — с 1924 года, это первый план ГОЭРЛО, который предполагал развитие восьми экономических районов Советского Союза. Далее, если мы будем говорить о традициях планирования в нашей стране, здесь надо вспомнить пятилетние планы, это тоже своего рода стратегии развития государства.
После реформ стратегическое планирование в России стало использоваться с 1993 года. И сейчас основным документом, который определяет методологию планирования, выступает 172 закон ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Что касается регионального планирования. В силу объективных причин практически в любой стране отмечается асимметричность развития регионов. Это могут быть и чисто какие-то локальные факторы, это могут быть природные особенности, это могут быть особенности, связанные с плотностью населения и так далее. Но так или иначе, на всей территории стран, в том числе и нашей страны, живут её граждане, и граждане страны должны получать одинаковые блага, иметь одинаковые уровни качества жизни. И, собственно, вот этому и посвящено региональное планирование. То есть это продолжение реализации стратегии страны, но с учётом специфики региональных условий.
— На сегодняшний день, что необходимо для адаптации управления регионами Российской Федерации к долговременным системным вызовам нынешнего десятилетия, в том числе связанными с ожидаемой новой волной технологических изменений, усиливающейся ролью инноваций в социально-экономическом развитии и возрастающим значением человеческого капитала как фактора регионального развития? Развивать программно-целевое планирование, реализовывать кадровую политику, что на сегодняшний день актуально? Что является механизмом реализации стратегических целей?
— Механизмами реализации стратегических целей выступают программы социально-экономического развития, государственные программы. С 2012 года у нас осуществлён переход на программно-целевое управление на программно-целевое бюджетирование, то есть практически бюджет любого уровня, это такой свод затрат на определённые социально-экономические программы. И здесь опять же следует сказать, что, то, что касается программного подхода в управлении, это для нашей страны не новый подход. Опять следует вспомнить опыт Советского союза. В конце 80-х годов была очень известна «Продовольственная программа». Она является примером программного подхода в управлении экономикой страны. Собственные традиции, которые были заложены уже позже в реализации программ после 1990 года, вот эти традиции, они как раз исходят из опыта нашей страны, в том числе советского опыта. Достаточно сказать, что сейчас в Волгоградской области около 26 государственных программ. И каждая программа имеет ещё подпрограммы, они все представлены на сайте администрации и затрагивают самые важные проблемы Волгоградской области. Это и социальные программы, программы развития экономики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, гостиничного хозяйства, каких-то инфраструктурных объектов, практически во всех сферах. И, собственно, являются продолжением национальных проектов. Стратегическое планирование принимает различные формы документов. Это не только стратегия социально-экономического развития. Это ещё и послание Президента Российской Федерации. Сейчас в России реализуется 15 национальных проектов. Некоторые закончились в 2024 году, но в 2025 году стартуют новые, уже готовы к реализации 19 новых национальных проектов. И, конечно, это скажется на характере программ, которые будут реализованы в Волгоградской области.
— Ирина Васильевна, что является фактором успешного функционирования в региональной экономике и основным объектом планирования в современных условиях?
— Вопрос связан непосредственно со стратегическим планированием. Любая стратегия, она имеет триединую цель. Это социальное развитие, экономическое развитие, экологическое благополучие. В приоритете, конечно, социальная цель. Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что основной ценностью государства Российской Федерации является человек. А в статье 7 Конституции Российской Федерации отмечено, что Российская Федерация – это социальное государство, то есть социальные цели, развития всегда в приоритете. Развитие экономики фактически выступает той базой, которая позволяет решать социальные проблемы. То есть, безусловно, что объектами управления выступает и человеческий потенциал, и рыночный потенциал, и состояние экономики, но приоритет всегда отдаётся именно человеческому потенциалу. Здесь преследуются цели повышения уровня и качества жизни. Это уровень дохода и структуры расхода. Качество жизни — это качество удовлетворения самых разных потребностей. В продуктах питания, непродовольственных товаров, получении образования, здравоохранения, реализации трудового потенциала, безопасности личности, экологической безопасности, это культурные потребности. Всё это — целевые показатели социально-экономического развития Российской Федерации. Вот здесь следует заметить, что исследования, которые я проводила совместно со специалистами Российской Академии Наук, Институтом социально-экономических проблем показывают, что вложение в человеческий
потенциал в России, отдача от вложения, гораздо выше, чем в экономически развитых странах. Мы вкладываем меньше, а получаем результат гораздо выше. Это говорит о том, что нужно продолжать развивать человеческий потенциал так же, как и это мы делали раньше.
— Технология бенчмаркинга, как она применяется в Волгоградской области?
— Бенчмаркинг – это использование исследования лучшего опыта. Конечно, вот если мы будем говорить об уровнях управления, то, наверное, бенчмаркинг шире используется на уровне предприятия. Но его также можно использовать и в решении каких-то отраслевых вопросов, то есть на региональном и даже на макроуровне. Вот, в частности, то, что касается проблем, требующих решений, это упорядочение численности муниципальных служащих. Вот одно из исследований, которое мы проводили совместно со студентами РАНХиГС, оно показало, что в разных субъектах федерации разное количество муниципальных служащих на тысячу человек населения. В Московской области это 0,1 человек, в Санкт-Петербурге 0,3 человека, а в Магаданской области и на Чукотке, это 6 человек. Здесь закономерность, связанная с концентрацией, численностью населения. Эту проблему надо решить, потому что это упорядочит всю деятельность, связанную с организацией управления в муниципальных образованиях, то есть, конечно, функции, их никуда не денешь, но тем не менее, если основная цель – это повышение уровня и качества жизни, это социальные приоритеты, может быть, в тех субъектах федерации, где меньше численность населения, нужно как-то вот эту численность упорядочивать. Большая разница 6 и 0,1.
Москвичам надо поделиться опытом, как же они справляются с решением очень многих и социальных, и экономических проблем с теми регионами, где количество муниципальных служащих гораздо больше. Естественно, что это приведённые цифры в расчёте на душу населения.
— Ирина Васильевна, как удаётся успешно совмещать научную и преподавательскую деятельности?
— Наука – это познавательная деятельность. Образование — это получение знаний. И то, и другое как бы в своей основе предполагает получение знаний, исследования. И даже на лекции, даже на семинарском каком-то занятии трудно поставить грань. Вот здесь заканчивается образовательная деятельность, и начинается обучающая деятельность. Тем более, если речь идёт о подготовке курсовых работ, дипломных работ, то здесь вообще образовательная деятельность логически вливается, превращается именно в исследовательскую деятельность. Но вот то, что касается исследовательской деятельности, нужно отметить, что наши студенты, они начинают
исследовательскую деятельность, начиная с первого курса. Это им позволяет к концу обучения уже достичь высоких результатов в какой-то определенной области, действительно считать себя специалистом.
— В проекте «Десятилетие науки и технологий в России» мы традиционно просим учёных рассказать о своих наставниках. Кто оказал значительное влияние на Ваш научный путь?
— Ольга Алексеевна Ломовцева, это мой научный руководитель моей докторской диссертации и Лариса Семёновна Шаховская, это оппонент диссертации. Вы знаете, очень редко встретишь человека, которого действительно нельзя не уважать. Это пример трудолюбия, человеколюбия и высокого уровня профессионализма. Я очень благодарна судьбе, что мне посчастливилось встретиться с такими людьми.
Фото: РИАЦ