«Надо же так! Вывернул всю мою душу наизнанку», — именно эти мысли и какое-то необъяснимое волнение внутри было у меня после встречи с талантливым музыкантом, композитором, учителем, гитарных дел мастером Владиславом Степановичем Ширяевым. Его имя известно далеко за пределами нашего города и района. Это уникальный человек, обладающий невероятной харизмой, тонким чувством юмора, неподдельной искренностью и прямолинейностью, а главное, он наделен необыкновенным талантом. А сколько граней его таланта? Именно с этого вопроса и начался наш разговор с Владиславом Степановичем накануне его 75-летнего юбилея, который он отметил 3 сентября.
«Творю, как музыкант, как учитель, как «гитаростроитель», — ответил Владислав Степанович и пригласил меня в «святую святых», в свою мастерскую. — Это исключительно мое место. Тут редко бывает кто-то другой. Здесь я творю, пишу музыку, изготавливаю гитары, могу петь, кричать, рыдать, это мое священное место».
В мастерской нас «встретили» красавицы гитары, от которых просто невозможно глаз было оторвать, а сколько различных инструментов, шаблонов, макетов для их изготовления — не сосчитать. «Владислав Степанович, когда же в Ваших руках впервые оказалась гитара? Откуда такая любовь к музыке?» — спрашиваю я.
Любовь к музыке ему привил его опекун Иван Павлович Попов, который был отличным музыкантом. «Славка, неси гитару! И я несся сломя голову, чтобы вручить инструмент отцу в руки и насладиться его игрой!» — вспоминает Владислав Степанович. Я смело предположила, что именно отец научил Славу игре на гитаре, оказалось, что нет. «Так кто Вас научил? Сами?» — спрашиваю я. В ответ на этот вопрос получила волну возмущения и негодования: «Невозможно самостоятельно научиться играть на гитаре, как и на любом другом инструменте. Не-воз-мож-но! Различные самоучители — это все ерунда! В мире музыки должен быть проводник. А кто это? Учитель! Именно он делает показ, а ученик копирует. Только так можно овладеть инструментом».
После окончания 5 класса школы родители определили Владислава в Суворовское училище. Именно здесь он и учился играть на гитаре. «У нас в училище были москвичи, «продвинутые» по музыкальной части», — вспоминает Владислав Степанович. — Они-то и учили меня простейшим аккордам на гитаре. Однако не задаром: покажут аккорд – отдашь им сахар или котлету. Хочешь еще аккорд — давай еще что-нибудь. Вот так и учился!».
К сожалению, а может, и к счастью, но военный из Владислава Ширяева не получился. Замуштрованный дисциплиной военный коллектив не смог удержать семнадцатилетнего парня, без пяти минут офицера. И на последнем году обучения он сбежал из училища. Его искали родные, командиры-наставники, однако Слава поставил жирную точку на военной карьере. «Житейские университеты» складывались теперь из вечерней школы и фабрики-«прядилки», дальше были педучилище, работа слесарем-сантехником. Но чаще всего вечерами его можно было найти в ресторанах, где он своей гитарой зарабатывал на жизнь.
Вскоре к Славе пришло осознание, что дальше так продолжаться не может, он устал скитаться и принял решение вернуться домой в Дубовку. Ширяева пригласили работать массовиком-затейником в городской Дом культуры. Развлекать народ он научился здорово, но все-таки решил получить профессиональное музыкальное образование и поступил в Волгоградское училище искусств. «К поступлению в училище я готовился целый год, — вспоминает Владислав Степанович. — Обращался за помощью к нашим музыкантам, ездил на консультации в город. Я был невероятно счастлив, когда у меня все-таки обнаружили музыкальные способности и приняли на хоровое дирижерское отделение. Учился я легко, хорошо, здорово. Во время учебы подрабатывал в театре музкомедии. Участвовать в массовке меня и моих друзей пригласила Светлана Яковлевна Апексимова. Она работала хормейстером в театре и подрабатывала в нашем училище».
На втором курсе училища Владислав Ширяев женился на Татьяне Федоровне, вскоре родилась дочь Ольга. В 1969 году, после окончания училища, приехал работать в Дубовскую детскую музыкальную школу преподавателем сольфеджио, хорового пения, класса гитары. За время своей педагогической деятельности он принял участие в судьбах сотен воспитанников, выучил три поколения детей. Практически весь педагогический коллектив Дубовской школы искусств – его ученики.
К изготовлению своего первого инструмента Владислав Ширяев шел целых 20 лет. С 1970-х годов мечтал о создании гитары. Владислав Степанович изучал инструменты Шиховской, Самарской, Орджоникидзевской, Пензенской фабрик, но они не устраивали его ни звуком, ни отделкой. Однажды в руки Владиславу Степановичу попала очень старая гитара немецкого мастера Циммермана. Она была выполнена из благородного материала: полукорпус из ореха, дека из ели и накладка палисандровая. Сразу поразила чистота интонации, мягкий тембр звука. Попадались Владиславу Степановичу инструменты и западных фирм – чешские, японские, немецкие. В чем-то они были лучше, но в любом случае уступали инструментам, изготовленным руками мастера. Он стал пристально изучать акустические возможности инструментов, занимаясь их ремонтом и реставрацией.
А как Владислав Степанович был счастлив и одновременно встревожен, когда к нему пришел его тогда еще 14-летний сын Алексей и заявил, что хочет играть на гитаре. Владислав Степанович сказал: «Сынок, вот бери гитару (была тогда у меня семиструнная гитара) и бренчи, а Алексей ответил, что не хочет бренчать, а хочет играть. Сыну срочно нужна была гитара, а меня это подтолкнуло к осуществлению мечты».
Друг-однокашник, скрипичных дел мастер из знаменитой семьи Гуренко посоветовал сделать инструмент для сына самому. Нашлась и древесина. Привезли ее десять лет назад из далеких предгорий. Ствол могучей альпийской ели нельзя было обхватить вчетвером, когда стали его окольцовывать, а на срезе дерева было больше пятисот колец. Чтобы сырье получилось качественным, дереву надо год стоять на корню, сохнуть. Да еще с десяток лет вылежаться, чтобы клетка освободилась от межклеточного вещества. От этих микропустот зависит напрямую певучесть будущего инструмента.
В 1990 году в мастерской Михаила Ивановича Гуренко Ширяев создал свой первый инструмент, который получил высокую оценку у профессионалов на Международном гитарном фестивале в г. Полтаве. Сам Ширяев утверждает, что именно в мастерской Гуренко он многое познал и многому научился.
Таким образом, у сына Владислава Ширяева появилась отличная мастеровая гитара. История о том, как отец учил сына играть на ней, заслуживает особого внимания. «Каждое утро подъем в 4.30, – рассказывает Владислав Степанович. — Алексей в любую погоду босиком оббегал вокруг двора, возвращался, обмывался холодной водой, вытирался и садился за гитару. С 5 до 7 утра он играл. Потом завтракал и бежал в школу. Вечером снова игра. И так в течение 5 лет, без каникул, выходных и праздников. Он сам беспрекословно все это выполнял. Впоследствии был победителем многих конкурсов, фестивалей. С легкостью он поступил в музыкальное училище».
В музыкальном училище, где учился Алексей, гитару Ширяева оценили и французы, и итальянцы, предлагали ему за нее очень большие деньги, но отец подарил ее сыну, как и было обещано. Алексей пошел по стопам отца, многие годы преподавал в той же музыкальной школе. Ширяев-старший был уверен, что уготовил сыну счастливую судьбу, работу, приносящую удовольствие и хороший доход. Но на деле все оказалось немного иначе. «Когда начинал работать я, зарплаты были хорошие. Дети на каникулах, и у нас отпуск. Летом 56 календарных дней я свободен. А тут произошел обвал цен. И что? Когда работать в школу пришел мой сын, зарплаты стали мизерные. Он мне так и сказал: на 5-7 тысяч я не смогу прокормить свою семью. Пришлось оставить музыку. Это, конечно, моя боль», — откровенно признается Владислав Степанович.
После первой, виртуозно созданной гитары, Ширяев оборудовал собственную мастерскую, пошли заказы, ведь у его гитар не только «лицо» – обрамление или розетка, но и свой особый тембр. Из-под умелых рук мастера вышли гитары, которые сегодня звучат в концертных залах России, ближнего и дальнего зарубежья, поражая слушателей красотой и изысканностью звучания.
А если гитара в руках творца, создателя, то она звучит по-особенному. Владислав Ширяев обладает уникальной способностью целиком завладеть залом, и реакция зрителей на его выступления может быть совершенно непредсказуемой: громкие аплодисменты, крики «браво!» или просто продолжительная тишина, а потом шквал аплодисментов. А если зал встает в едином порыве, это лучшая награда для исполнителя.
«В жизни у меня два случая, когда зал вставал, — вспоминает музыкант. — Первый раз, когда я пел песню «Цена победы» на международном фестивале. Тогда я почувствовал что-то невероятное. Второй раз это случилось, когда я пел «Боже всесильный». Концертная деятельность была большая, более 10 авторских концертов, из года в год с новыми произведениями только в школе искусств. А помимо них концерты в больнице, в педучилище, в Доме культуре, в Доме пионеров».
Свой последний авторский концерт Владислав Степанович дал в 2015 году. Признается, что сейчас стал очень сентиментальным. Когда начинает петь, особенно что-то патриотическое, его переполняют эмоции, чувства, он начинает плакать, голос срывается. Патриотическая тема особенно волнует его. Вместе с Николаем Павловичем Ивановым написали замечательный цикл произведений, посвященных Дню Победы.
В самом начале этой публикации я поделилась с вами тем, что Владислав Степанович вывернул мою душу наизнанку… он начал петь! Те самые патриотические песни: «Сталинград – ты мой город-герой!», «Память», «Город из стали», «Весенний вальс», «Уходят ветераны» и многие другие. Представляете, мне посчастливилось побывать на его авторском концерте! Порой я не смогла сдержать слез, а в другом случае улыбалась во весь рот, чувствуя, как ликует душа музыканта. Его самая большая мечта, чтобы его песни звучали, чтобы их пел народ. Не только в нашем маленьком городке, а по всей России. Искренне желаем, чтобы эта мечта почетного жителя нашего города Владислава Степановича Ширяева обязательно сбылась!
Уважаемый Владислав Степанович! От коллектива редакции газеты «Сельская новь» сердечно поздравляем Вас с юбилеем! К нам в редакцию поступило поздравление от одной из Ваших выпускниц, экс-начальника отдела по культуре Надежды Подвербной. Публикуем его и подписываемся под каждым словом: «Сегодня, в день Вашего 75-летия, хочется искренне поблагодарить Вас за душевную щедрость, высокий профессионализм и педагогический талант. Ваша чуткость, умение разглядеть задатки детей и стимулировать их развитие помогли многим Вашим выпускникам раскрыться и достичь успехов не только на музыкальном поприще, но и в жизни. Ваши уроки искусства – это не только приобщение к высокой культуре, но и эмоциональный заряд бодрости, светлая радость и надежда на победы и свершения. Спасибо Вам за преданность своему делу, за Ваше творчество, за Ваши уроки жизни, за прекрасные песни, в которые Вы вкладываете частичку своей души и дарите нам.
Дорогой Владислав Степанович! Многие лета Вам! Живете долго, насыщенно, ярко!
Вы подарили нам прекрасный мир –
Мир лучшей музыки и самых добрых песен!
Мир величавых гимнов и нежнейших лир
Стал нам понятен и безумно интересен.
Спасибо Вам, учитель наш и друг,
За ритм, за такт, за ключик музыкальный!
За жизнеутверждающий мотив,
За Ваш настрой в мажорную тональность!».
Инна ПОДВЕРБНАЯ