В Координационном центре Правительства состоялось установочное совещание по вопросам законодательного регулирования технологий искусственного интеллекта (ИИ). Встреча прошла под председательством Заместителя Председателя Правительства — Руководителя Аппарата Правительства Дмитрия Григоренко с участием представителей профильных ведомств, ведущих IT-компаний и отраслевых ассоциаций.
Участники обсудили ключевые направления будущей нормативной базы: от определения ответственности разработчиков за ошибки алгоритмов до требований к наборам данных для обучения нейросетей. Особое внимание было уделено вопросам безопасности, в том числе необходимости государственного контроля качества ИИ-систем и определению сфер, где использование зарубежных моделей может быть ограничено.
Дмитрий Григоренко подчеркнул, что Правительство переходит от рассмотрения отдельных инициатив к формированию системного подхода. Главным принципом этой работы станет поиск разумного компромисса между защитой интересов граждан и поддержкой технологического бизнеса.
«В вопросе регулирования искусственного интеллекта наша задача – найти баланс. С одной стороны – нам важно обеспечить безопасность граждан и предотвратить возможные риски от использования ИИ. Например, случаи, когда ИИ может быть использован для совершения преступления. С другой стороны – регулирование не должно остановить развитие инноваций. Слишком жесткие правила могут замедлить темпы внедрения ИИ, и мы учитываем этот риск. Чтобы ИТ-компании в России могли и дальше создавать передовые технологии, включая ИИ, важно сохранить комфортные условия для них. Нам следует действовать точечно и постепенно: вводить правила там, где цена ошибки ИИ слишком высока, но при этом сохранять свободу для развития технологий», — заявил Дмитрий Григоренко.
По итогам встречи вице-премьер поручил участникам рынка направить свои предложения в Минцифры России до 20 января. После экспертного анализа, который проведут министерство совместно с Аналитическим центром при Правительстве, итоговый пакет предложений по регулированию отрасли будет представлен в Правительство до 13 марта 2026 года.
Работа над российским законодательством будет учитывать международный опыт — от комплексных законов (как в Казахстане) до точечных мер сертификации (как в Китае), чтобы создать эффективную и гибкую систему правил.