Минюст России по Волгоградской области сообщает

Проверка деятельности некоммерческих организаций как форма осуществления контроля за их деятельностью

Некоммерческие организации являются одним из важнейших сегментов гражданского общества, призванных решать целый ряд задач по осуществлению общественно полезных проектов. В последние годы им уделяется особое внимание со стороны практически всех органов государственной власти, как на федеральном, так и региональном уровнях. Оказывая НКО огромное доверие, государство не может позволить себе оставить их деятельность вне контроля. Многие из организаций, выходя, получив свидетельство о государственной регистрации, забывают о своих обязанностях, в частности, по предоставлению отчетов в органы юстиции, поэтому неотъемлемой частью взаимодействия с НКО является контроль за их деятельностью. И если результативность работы по регистрации НКО связана, прежде всего, с активностью заявителей, то надлежащее осуществление контрольных полномочий зависит исключительно от территориального органа юстиции.

Основной формой контроля за деятельностью некоммерческих организаций является проведение проверок соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Федеральным законом от 12.01.1996 № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрена возможность осуществления как плановых так и внеплановых проверок.

Основная часть проверок, проводимых органами юстиции, являются плановыми.

Планы проверок некоммерческих организаций составляются территориальными органами Минюста России по субъектам РФ самостоятельно и после утверждения размещаются на официальном интернет-сайте территориального органа. Такое размещение дает некоммерческим организациям дополнительные гарантии и возможности для подготовки к предстоящей проверке.

Проведение внеплановых проверок возможно по следующим основаниям: истечения сроков исполнения НКО выданного уполномоченным органом предупреждения об устранении выявленного нарушения требований законодательства РФ; представления избирательной комиссии о проведении проверки НКО; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки на основании требования прокуратуры в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; поступление информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента; поступление информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма; а также поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Следует отметить, что некоммерческими организациями часто оказывается противодействие проверке, которое выражается в непредставлении документов или их копий на основании уведомления о проверке в установленные сроки и в полном объеме. По данному факту проверяющий государственный служащий составляет протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За первое полугодие 2017 года Управлением проверена деятельность 25 некоммерческих организаций. Из них: проверено общественных объединений 14, религиозных организаций 4, иных некоммерческих организаций 5, 2 региональных отделения политических партий.

По результатам проведенных проверок в соответствии с действующим законодательством в адрес некоммерческих организаций направлено 65 предупреждений. Составлено 13 протоколов об административном правонарушении.

Типичными нарушениями, допускаемыми некоммерческими организациями в своей деятельности, являются:

-непредставление в уполномоченный орган обновленных сведений о месте нахождения некоммерческой организации, её руководителе, иных сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— непредставление в уполномоченный орган ежегодной отчетности по формам и в сроки определенные уполномоченным органом исполнительной власти;

— несоответствие уставов некоммерческих организаций требованиям действующего законодательства;

— несоблюдение требований учредительных документов.

Информация о выявленных нарушениях законодательства, контроль за исполнением которых не относится к компетенции уполномоченного органа, например трудового, налогового законодательства, законодательства Российской Федерации об образовании, направляется в соответствующий контрольно-надзорный орган.

Несомненно проверки способствуют повышению уровня ответственности руководителей по своевременной сдаче отчетности, внесению изменений в сведения о некоммерческой организации в установленные сроки, а также более качественному оформлению документов (протоколов, приказов и иных внутренних документов), позволяют предотвратить нарушения законодательства в будущем.

 

Главный специалист-эксперт Управления Минюста России по Волгоградской области        Е.Ю. Мальцева

 

Практика ведения регистрационных систем Минюста России

Порядок организации работы Министерства юстиции Российской Федерации по систематизации действующих нормативных правовых актов в целях включения их в Свод законов Российской Федерации (далее – Свод законов) был утверждён 2 апреля 1998 года. Он был разработан на основании Указа № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации». Согласно ему, работа Министерства юстиции Российской Федерации по систематизации действующих нормативных правовых актов для включения их в Свод законов (далее – Свод законов) осуществляется в целях реализации положений статьи 15 Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации», упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности, укрепления конституционной законности.

Регистр муниципальных правовых актов является составной частью Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации (ПС НПА ЕСИТО). ПС НПА ЕСИТО была организована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства, что позволило значительно сократить количество актов субъектов Российской Федерации, противоречащих федеральному законодательству. Федеральный закон № 260-ФЗ от 08.11.2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов» после многочисленных согласований и доработок был принят. На основании закона № 260-ФЗ от 08.11.2007 все муниципальные нормативные акты подлежат включению в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее-Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ) государственный реестр уставов муниципальных образований является сводом сведений прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актов, состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

В государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации включаются следующие сведения: государственный регистрационный номер устава муниципального образования; реквизиты муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утвержденного решения, которым принят устав); сведения об источнике опубликования (обнародования) устава муниципального образования.

Устав муниципального образования — конституционный акт, составляющий правовую основу местного самоуправления и определяющий статус и все направления организации и деятельности субъектов местного самоуправления.

Целями ведения информационной системы «Реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований» являются обеспечение контроля за соответствием уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также реализация конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Ведение государственных реестров уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации осуществляется регистрирующими органами.

На 01.09.2017г в государственном реестре уставов муниципальных образований Волгоградской области в электронном виде содержится 10691 зарегистрированных уставов и муниципальных правовых актов, из них вступивших в силу – 3401 акт.

В государственный реестр уставов муниципальных образований в электронном виде внесены все уставы и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы, созданы актуальные редакции текстов уставов, включены дополнительные сведения.

В целях предотвращения нарушений требований Методики ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Волгоградской области Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области организованы проверки качества ведения регистра.

В целях повышения эффективности обработки информации и экономических показателей введена адаптация и внедрены следующие современные технологии:

  1. Технологии облачных вычислений, позволяющие обеспечить централизованную обработку и хранение данных и выполнить перенос большей части задач.

Правовая информатика по обработке информации на централизованный сервер (технология «тонких» клиентов).

  1. Веб-технологии, предназначенные для организации документооборота и доведения информации.
  2. Использование мобильных устройств.

Исследование и адаптация указанных современных технологий с учетом всех актуальных нормативных требований в части обеспечения безопасности обрабатываемой информации, разработки детальной модели угроз, тщательного анализа циркулирующих потоков информации и схемы обработки данных позволят увеличить функциональность информационных систем, повысить скорость обработки и доступность информации без снижения уровня защищенности обрабатываемых данных.

Сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований и федеральный регистр, являются открытыми и общедоступными. И в настоящее время благодаря развитию информационных технологий доступ к реестру муниципальных образований и федеральному регистру обеспечивается через официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации в сети Интернет по адресу: www.zakon.scli.ru, где каждый имеет возможность ознакомиться с интересующими его муниципальными правовыми актами и нормативными правовыми актами.

Специалист-эксперт Управления Минюста России по Волгоградской области      Ю.И. Москоленко

Социальная защита государственных гражданских служащих

В России социальная защита гарантируется ст. 7 Конституции. Данная гарантия означает, что социальная защита распространяется на всех граждан России. Вместе с тем она осуществляется дифференциро­ванно с учетом специфики социального положения различных социаль­ных групп и слоев в социальной структуре российского общества.

Если говорить о социальной защите государственных граждан­ских служащих, то это система государственных мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необхо­димых для их нормальной жизнедеятельности, уменьшению отрица­тельного влияния социальных рисков, снижающих их качество жизни.

Система социальной защиты государственных гражданских слу­жащих должна быть конкурентоспособной, т. е. стимулировать пове­дение служащих, направлять его на достижение задач государства, соединяя интересы служащих с задачами государства.

Таким образом, для обеспечения социальной защищенности государственных граждан­ских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих служебных обязанностей, укрепления стабильности про­фессионального состава кадров государственной гражданской служ­бы и в порядке компенсации ограничений и запретов, установленных законодательством, государственным гражданским служащим опре­делены государственные гарантии.

Под гарантиями на государственной службе понимаются раз­личного рода денежные возмещения дополнительных затрат и более высокой стоимости жизни, возникающих в связи с выполнением слу­жащими служебных заданий. Закон о гражданской службе разделил государственные гарантии на две категории: основные (для всех гра­жданских служащих РФ) и дополнительные (для гражданских служа­щих отдельных государственных органов и субъектов РФ).

В соответствии со ст. 52 Закона о гражданской службе к основ­ным государственным гарантиям государственных гражданских слу­жащих относятся:

равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показа­тели оценки эффективности результатов профессиональной служеб­ной деятельности при замещении соответствующих должностей граж­данской службы, если иное не установлено данным Законом;

право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должност­ным регламентом;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продол­жительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пен­сию за выслугу лет;

обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения граж­данской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского об­следования в специализированном учреждении здравоохранения в соот­ветствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обяза­тельном социальном страховании на случай временной нетрудоспособ­ности и в связи с материнством»;

выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно феде­ральными законами и законами субъектов РФ;

возмещение расходов, связанных со служебными командиров­ками;

возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гра­жданского служащего в другой государственный орган;

при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, распо­ложенный в другой местности в пределах РФ, — возмещение расхо­дов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах РФ, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации;

обеспечение гражданского служащего, назначенного в по­рядке ротации на должность гражданской службы в государствен­ный орган, расположенный в другой местности в пределах РФ, слу­жебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения — возмещение гражданско­му служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения;

защита гражданского служащего и членов его семьи от наси­лия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;

государственное пенсионное обеспечение.

Гражданским служащим также может предоставляться право на:

дополнительное профессиональное образование гражданского служащего, которое  включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации с сохранением на этот период замещаемой долж­ности гражданской службы и денежного содержания;

транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с испол­нением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также ком­пенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;

замещение иной должности гражданской службы при реорга­низации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 Закона о гражданской службе;

единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы.

Более подробно хотелось бы рассмотреть такую государствен­ную гарантию гражданского служащего как право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое представляет собой вознагражде­ние за труд, добросовестное и успешное исполнение служебных обязанностей. При этом денежное содержание является основным средством материального обеспечения и стимулирования служебной деятельно­сти по замещаемой должности гражданского служащего.

В соответствии со ст. 50 Закона о гражданской службе структу­ра денежного содержания гражданских служащих состоит из месяч­ного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с при­своенным классным чином, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Ежемесячные и иные дополнительные выплаты, включаемые в денежное содержание служащего, представляют собой дополнитель­ное вознаграждение, систематически выплачиваемое ему сверх оклада денежного содержания или должностного оклада. По своему характе­ру они делятся на компенсационные и стимулирующие.

К компенсационным выплатам относятся:

ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые ус­ловия гражданской службы;

ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

единовременная выплата при предоставлении ежегодного опла­чиваемого отпуска и материальная помощь.

К стимулирующим выплатам относятся:

1)    ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

премии за выполнение особо важных и сложных заданий — это дополнительная выплата, направленная на материальное поощрение служащего за добросовестное, полное и успешное выполнение им упомянутых заданий, особую важность и сложность которых опреде­ляет представитель нанимателя;

ежемесячное денежное поощрение — это ежемесячная допол­нительная выплата, входящая в денежное содержание служащего, на­правленная на его стимулирование к добросовестному, полному и успешному выполнению служебных обязанностей по замещаемой должности.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что проблема материаль­ного обеспечения гражданских служащих остается одной из острых, болезненных и наиболее трудно разрешимых в рамках реформы госу­дарственной службы. Необходимо повышать уровень оплаты труда гражданских слу­жащих и тем самым «создавать конкуренцию на рынке чиновников, что позволит сделать государственную службу привлекательной для способных и амбициозных людей».

Следует также обратить внимание на то, что повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных служа­щих (в том числе гражданских служащих) является одним из основ­ных направлений деятельности государственных органов по повыше­нию эффективности противодействия коррупции.1

 

Главный специалист – эксперт Управления Минюста России по Волгоградской области  Е.И. Николаева