К каждому ребёнку — индивидуальный подход!

В последнее время большое внимание уделяется обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В нашем районе эту работу осуществляет государственное казённое общеобразовательное учреждение «Дубовская школа-интернат», которая была основана в 1966 году на территории старинного Дубовского монастыря и принимала ребят из всей Волгоградской области. За время ее существования сменилось несколько поколений педагогов, директоров. Самым первым руководителем интерната был Александр Никифорович Чесноков, его преемником стал Николай Владимирович Шатилов. Шестидесятые годы — это время наивысшего подъёма хозяйства интерната, у которого были свои поля, сады, бахчи. На смену Николаю Владимировичу пришёл Василий Дмитриевич Пономарёв, который руководил интернатом 20 лет.
Начало 90-х круто изменило налаженную, размеренную жизнь интерната. Монастырь начали возрождать, а школе-интернату пришлось переехать в Дубовку. Все мечтали о новом помещении, а получили ветхое купеческое здание детского сада по улице Дзержинского и здание швейного цеха по улице Санджирова. Коллектив вложил всю свою душу и силы в обустройство новых помещений интерната — учебного и спального корпусов. Помещения превратились в уютные швейные мастерские и светлые классы, а профильные кабинеты социально-бытовой ориентировки (СБО) и логопедии были оснащены всем необходимым для коррекционно-образовательной работы с воспитанниками. Тепло и уютно стало в спальном корпусе, оборудованном красивой мягкой и удобной корпусной мебелью. На первом этаже спального корпуса расположился медицинский пункт, соответствующий современным требованиям и санитарно-гигиеническим нормам.
С 1994 года по 2017 год руководила коллективом Людмила Николаевна Мельникова, ветеран труда, почетный работник общего образования Российской Федерации. С её волевым характером, целеустремленностью, неиссякаемой энергией у нее отлично получалось управлять «беспокойным хозяйством», и все спорилось.
Преемником Людмилы Николаевны стала Елена Викторовна Мелихова, которая пришла работать в школу-интернат воспитателем, 9 лет была заместителем директора и теперь уже третий год является ее руководителем.
Чтобы узнать подробней о работе школы-интерната, я встретилась с Еленой Викторовной. Надо сказать, что эта встреча оказалась очень приятной. Елена Викторовна, радушно встретив меня, рассказала, что на сегодняшний день в школе-интернате обучается 87 детей из Дубовского, Иловлинского, Городищенского и Светлоярского районов, 17 из которых обучаются индивидуально на дому. Это дети с легкой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития. Это дети с тяжелыми заболеваниями, и педагоги занимаются с ними дома. Если ребенок из сельского поселения, то с ним работает учитель сельской школы по адаптированной программе. По возможности дети приезжают на занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, а также на внеклассные мероприятия.
«Основной задачей нашей школы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мы должны научить ребят трудиться и помочь адаптироваться в обществе. Педагогический коллектив ведет большую работу по реализации поставленных перед нами задач», — подчеркнула Елена Викторовна.
С недавнего времени специальные школы перестали называться коррекционными, и Дубовская школа-интернат стала государственным казенным общеобразовательным учреждением, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы для умственно отсталых детей. С 2016 года ОУ работает по федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Профилирующий предмет школы — это трудовое обучение. Вся трудовая деятельность делится на несколько направлений.
Первое направление — это урочная деятельность. В начальной школе преподаётся ручной труд, где вся трудовая деятельность направлена на развитие мелкой моторики, которая, как известно, стимулирует мозговую деятельность, а с пятого класса идет профильное обучение, которое включает в себя швейное дело, штукатурно-малярное и столярное дело. Швейная мастерская оборудована современными машинками с электрическим приводом, с функциями вышивания и оверлока. В столярной мастерской имеются электрические лобзики, электрические рубанки, а также есть все необходимое для строительных работ.
«К сожалению, многие дети в силу своего психофизического развития не могут строчить на машинке или работать рубанком, поэтому в планах нашей школы открыть новые профили: озеленитель, дворник, овощевод, птицевод, кухонный работник, которые в дальнейшем помогут нашим воспитанникам найти своё место в жизни и приносить пользу обществу», — отметила Елена Викторовна.
Второе направление трудового обучения — дополнительное образование и внеурочная деятельность. К этому направлению относится работа объединений, которые развивают не только творческие и эстетические способности, но и дают возможность ребятам попробовать себя в разных ипостасях и найти каждому то, что у них хорошо получится. Это «Основы компьютерной грамоты» (рук. Калинкина О.В.), «В стиле канзаши» (рук. Карамышева А.А.), «Волшебный клубочек» (рук. Бурдина В.В.), «Логоритмика» (рук. Таланова С.В.), «Волшебный мир оригами» (рук. Маслова С.А.), «Школа танцев» (рук. Красичкова Ю.В.), «До-ми-соль-ка» (рук. Гундерина И.В.), «Умелые ручки» (Сенина О.Н.), «Разноцветный мир» (Харламова О.Н.), «Чудесный мир салфеток» (Попова Е.В.), «Волшебная петелька» (Нарыжнова Е.В.), «Секция общей физической подготовки для 1-4 и 5-9 классов» (Ольнев А.Н.). Под руководством учителя Кукуевой О.В. активно ведётся внеурочная деятельность экологической направленности под девизом «Природа и мы». Не первый год школа-интернат совместно с МБУК «Дубовский районный историко-мемориальный и художественный музейный комплекс», местной религиозной организацией православным приходом храма Свято-Троицкой г. Дубовки Волгоградской Епархии русской православной церковью, ГКУСО «Дубовский центр социального обслуживания населения», станичным казачьим обществом «Дубовский юрт», окружным казачьим обществом «Волгоградский казачий округ», воинским казачьим обществом «Всевеликое войско Донское», МКУК «Межпоселенческий передвижной центр досуга и методического обеспечения», МКУК «Межпоселенческая центральная библиотека Дубовского муниципального района, МКУ «ЦКиД» реализует социально-образовательный православно-краеведческий проект «Мы вместе».
Третье направление работы — обслуживающий и бытовой труд. В школе есть специальный предмет, который называется социально-бытовая ориентировка (СБО). Цель социально-бытовой ориентировки – это формирование необходимого запаса знаний, умений и навыков, которые позволят каждому выпускнику школы-интерната уверенно начинать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социуме. В школе оборудован специальный кабинет СБО, назначение которого — теоретическая и практическая подготовка обучающихся к решению жизненных задач, формирование трудовых, бытовых и коммуникативных навыков. В этом кабинете ребят знакомят с бытом и учат правильно пользоваться газовой плитой, стиральной машиной, холодильником и другой бытовой техникой.
Воспитанники абсолютно все делают своими руками, а ведь приходя в стены интерната, многие из них не знают простейших вещей. Начинают с того, что учатся самостоятельно заправлять постель, пришивать пуговицы на одежду. Ребята с удовольствием копают грядки, сажают цветы, выращивают рассаду, подметают дорожки во дворе, ремонтируют их; из бросового материала и цемента изготавливают вазоны для цветов. Дети меняются, они начинают себя обслуживать, видят результат своего труда! Одним словом, педагоги творят настоящие чудеса!
Нужно отметить, что в школе-интернате работают добрые, отзывчивые, неравнодушные люди, которые никогда не пройдут мимо чужой беды, все пропускают через свое сердце. Дети и взрослые живут одной большой семьей. Елена Викторовна говорит: «В коллективе случайных людей нет, работают настоящие профессионалы – терпеливые, самоотверженные, искренне любящие особенных детей и свою профессию».
К каждому ребенку индивидуальный подход, иначе говоря, для каждого воспитанника составляется своя траектория развития. Постоянно с ним работает классный руководитель, учителя-предметники, учитель-логопед, психолог. В зависимости от того, как развивается ребенок, педагоги корректируют траекторию развития с целью мотивации интереса учащегося к саморазвитию.
В школе-интернате сложился дружный, сплоченный коллектив, о чем говорит стаж трудовой деятельности педагогов. Более 30 лет работают: Анатолий Васильевич Фокин (учитель трудового обучения), Наталья Михайловна Андриенко (заместитель директора), Людмила Алексеевна Чагирова (учитель математики), Ольга Викторовна Кукуева (учитель биологии), Ольга Николаевна Сенина (воспитатель), Вера Вильевна Бурдина (воспитатель), Владимир Викторович Васильев (учитель истории, физкультуры), Людмила Анатольевна Денисова (учитель-логопед), Лидия Илларионовна Астафьева (учитель начальных классов), Татьяна Михайловна Карагодина (учитель начальных классов), Ирина Владимировна Гундерина (учитель музыки и пения).
Совсем недавно ушли на заслуженный отдых Людмила Николаевна Мельникова, Ольга Николаевна Еремеева, Любовь Андреевна Бондарчук, Наталья Ивановна Конькова, Елена Владимировна Строкова, Татьяна Алексеевна Теплякова, Тамара Ивановна Анищенко, Тамара Григорьевна Бирюкова, Тамара Федоровна Бутаенко, Людмила Петровна Ермилова.
На смену старшему поколению приходят молодые педагоги. В настоящее время в коллективе трудятся Наталья Александровна Пахомова, Марина Аркадьевна Родинцева, Елена Юрьевна Кирякова, Ольга Владимировна Калинкина, Анна Александровна Карамышева, Елена Владимировна Попова, Светлана Валерьевна Таланова, Ольга Николаевна Харламова, Антон Николаевич Ольнев, Светлана Юрьевна Шведова, Антонина Александровна Фролова.
Все педагоги школы-интерната имеют дополнительное образование «Педагог-дефектолог», систематически повышают свою квалификацию, ищут новые, современные методы, формы и приёмы воспитания, обучения и социализации детей с ОВЗ и инвалидностью. Педагоги школы-интерната участвуют в различных конкурсах. В 2014 году Вера Вильевна Бурдина участвовала в областном конкурсе «Педагог учреждения интернатного типа» и заняла 3 место. В мае этого года молодой педагог Антон Николаевич Ольнев участвовал в областном конкурсе «Дефектолог-2019» в г. Котово.
Ежегодно школа принимает участие в Волгоградском областном образовательном форуме «Образование». В 2016 и 2017 годах в номинации «Эффективные технологии социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС» школа-интернат заняла 3-е место. В 2018 году в конкурсе экспозиционных модулей в номинации «Доступное дополнительное образование» среди общеобразовательных школ-интернатов Волгоградской области школа завоевала 1 место.
Доброй традицией стало участие школы-интерната в ежегодном турнире по мини-футболу среди команд из детских социальных учреждений в городе Волгограде, который организует благотворительный фонд «Поколение Ашан». В 2019 году команда школы-интерната заняла 3 место.
Дети с большим удовольствием участвуют во всех творческих городских и районных мероприятиях, а также в дистанционных конкурсах и олимпиадах, в спартакиадах.
Лучшая награда для учителей — это успехи и достижения воспитанников. В прошлом году воспитанник школы-интерната Андрей Зубков участвовал в областном конкурсе «Абилимпикс» (национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) по штукатурно-малярному направлению и занял почетное второе место.
В 2019 году в открытом районном зональном фестивале-конкурсе «Калейдоскоп талантов» Павел Мелихов завоевал второе место.
«Искренне радуемся за наших выпускников, которые нашли свое место в жизни. Это Анастасия Клостер, Ксения Ткачева. Обе девочки после нашей школы закончили ПУ-58. Самое главное — создали семьи и родили здоровых деток. Радуемся за Марину Галкину, которая создала семью. Еще одна замечательная девочка у нас училась — Инна Холодкова! Она окончила ПУ-58, потом педагогический колледж и сейчас работает воспитателем в детском саду в городе Волгограде», — поделилась Елена Викторовна.
В рамках нацпроекта «Образование» с декабря 2018 года в Дубовской школе-интернате осуществляет свою работу консультационный пункт для семей, имеющий детей от рождения до 18 лет. Каждый может обратиться туда за помощью и советом.

Отметим, в Волгоградской области внедрение целевой модели информационно-просветительской работы с родителями ведется в рамках приоритетного регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» нацпроекта «Образование». Главная задача — повысить компетентность взрослых в вопросах обучения и воспитания ребенка. В качестве опорной организации выбрана Волгоградская школа-интернат «Созвездие», в которой создана служба «Гармония», осуществляющая также свою деятельность в 27 консультационных пунктах, в число которых входит и наш. Все помещения оборудованы для консультаций с родителями, для малышей организована детская игровая комната.
Открытая сетевая служба является инновационной моделью поддержки семейного воспитания детей. Свыше 135 высококвалифицированных педагогов, психологов, учителей-логопедов и дефектологов, методистов проводят очные, выездные и дистанционные консультации. Возможностями образовательной площадки пользуются родители детей от 0 до 18 лет, в том числе воспитывающие ребят с ограниченными возможностями здоровья; а также семьи, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Работа предусматривает тесное взаимодействие с дошкольными и общеобразовательными учреждениями.
Материнство и детство в числе главных направлений региональной политики с 2014 года. Господдержка формируется исходя из запросов граждан. Так дополнительная помощь оказана молодым мамам при рождении первенца, всем жителям Волгоградской области при рождении второго ребенка, решен ряд вопросов для многодетных семей. Сегодня в числе приоритетных задач — разработка эффективной системы помощи для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инна ПОДВЕРБНАЯ, фото автора
Материал подготовлен в рамках
реализации проекта «Территория равных возможностей»