Дубовский район в старых путеводителях

1781 год. По почтовому тракту Саратов – Царицын движется карета. В ней – Иван Никитич Болтин – известнейший историк конца XVIII века.

Из биографии: И.Н. Болтин (1735-1792 гг.) происходил из старинной боярской семьи. Первоначальное образование получил дома. В 16 лет был зачислен рейтаром (конным наемником) в конно-гвардейский полк, прослужив почти 18 лет. В 1768 году вышел в отставку с чином премьер-майора и определен директором Васильковской таможни Киевской губернии. В 1779 году по просьбе своего полкового товарища князя Г.А. Потемкина Болтин был переведен в Петербург, в главную над таможенными сборами канцелярию. По ее закрытии он занял сначала должность прокурора, а потом члена Военной коллегии, где и оставался до самой смерти. Литературная деятельность Болтина находилась в связи с его судьбою, с теми обстоятельствами, в какие ставила его жизнь. Его природная любознательность поддерживалась путешествиями по России и частыми «…сношениями со всеми слоями общества и народа». Болтин много путешествовал и объездил чуть ли не всю Россию.

Первым его сочинением была «Хорография сарептских целительных вод» (СПб, 1782 г.), написанная по случайному поводу, то есть во время его поездки на Екатерининский (ныне Ергенинский – С.М.) минеральный источник в немецкой колонии Сарепте. «Хорография» ничего общего с танцами не имеет. В переводе с греческого «хорос» означает «место», а «графо» – писать. Отсюда хорография – местоописание. Книжка представляла собою нечто вроде теперешнего туристского справочника-путеводителя с описанием подробного маршрута от Москвы через Саратов до Сарепты. Желающие лечиться на водах могли в ней найти подробные медицинские советы.

Но вернемся на почтовый тракт, часть которого проходит по территории нынешнего Дубовского района. «Почта КАРАВАНСКАЯ (Болтин ошибся – правильно Караваинская), на поле. Лошадей выводят из села КАРАВАНСКОГО, состоявшего на Волге, верст пять от дороги. Дорога вперед очень гладкая и хорошая. Село БАЛАКЛЕЕВО, на реке Волге, при впадении в нее речки Балаклейки. Прежде жили в сем селе Козаки, а теперь, по переведении их на новую линию, заняли места их Экономические крестьяне: дворов будет около 200. Речка Балаклейка шириною сажень в пять, глубиною в пол-аршина: вода в ней очень хорошая, дно песчаное, переезжают ее вброд, от села съезд крутоват и косогороват, а на другую сторону полог. Вперед дорога пойдет очень гладкая и ровная степью, будут только две речки: первая Балаклейка, которую при самом селе переехать должно, а другая, называемая Пролейкою, от села 25 верст. С обеих сторон сея речки горы высокие и весьма крутые: можно их объехать, взяв направо вокруг вершины речки, будет лишку верст 5 или 6, но ни малейшего овражка нет. Умет (постоялый двор – С.М.) на поле. Версты с две от дороги, на берегу Волги есть две деревни (вероятно, это деревня Широкая и Водяная – С.М.), из коих лошадей сюда приводят, есть на те деревни дорога, но за крутыми горами проезжать опасно. Дорога вперед идет такая же хорошая, какова и до сего места была: будет только два оврага и две речки. Первой овраг под самою почтою глубокой крутой и съезды крутые, другой пологой и небольшой, верстах в 6 от первого, за ним следует, на половине дороги, речка Оленья; горы составляющие берега ея не велики, но нарочито круты, однако же съезды хороши. Другая речка, называемая Песковаткою, течет не доезжая до перемены верст семь; с обеих сторон ея горы нарочито высоки, но не круты и съезды хороши: в обеих речках грунт песчаный, и переезжают их вброд, вода в них вершка на три. ДУБОВКА, на речке того же названия, при впадении ея в Волгу. Прежде был Козачей городок, а ныне Экономическое село, дворов в нем около 300. Переехав под самым селом речку Дубовку вброд, как и сказанные, дорога пойдет степью, гладкая и ровная, на половине дороги будет еще речка Пичуга: вода в ней вершка на два: дно песчаное, съезды не круты, но косогороваты. Умет на речке Пичуге же. С обеих сторон речки съезды крутые и косогороватые, а горы нарочитые. Версты с две вверх по речке деревня ПИЧУГА же, дворов в ней с двадцать, на нея есть другая дорога от Царицына гораздо ровнея, а с почты в коретах в деревню проехать не можно».

Ну вот мы вместе с И.Н. Болтиным и проехали по территории Дубовского района конца XVIII столетия. По описанию можно догадаться, в каких сёлах он был, а в каких – нет. Хотя и очень кратко, но дано физико-географическое описание местности, в частности рельеф, особенности рек. Скупо, но, обладая познаниями истории и географии района, можно восполнить пробелы путеводителя Болтина. Но самым старым путеводителем по району был не этот, а … Но об этом в следующий раз.

Краевед, член Русского Географического общества Сергей МОНИКОВ

«Дубовские вести», 11 января 1996 года