Войной расстрелянное детство

Во всём мире сегодня вспоминают тех, кто стал жертвами нацизма. 11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Он установлен в память о восстании в Бухенвальде — одной из крупнейших и самых жестоких фабрик смерти.

Предлагаем вашему вниманию материал о прошедшем фашистский плен жителе Дубовки Викторе Павловиче Даниленко, опубликованный в нашей газете в 2012 году.  

Прошло уже почти 70 лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но память тех, кто пережил её, хранит и ужасы далеких 40-х, и боль утрат, и гордость за ратные подвиги, и радость победы. Они не в силах забыть то страшное время, бомбежки и пожары, голод и издевательства над ни в чем не повинными женщинами, стариками, детьми. И, пожалуй, самые страшные воспоминания о военных преступлениях всю жизнь хранят люди, чье детство прошло в фашистских лагерях. Ведь детские впечатления – самые незабываемые.

Виктор Павлович Даниленко – один из них. Почти три года своей юности он провел в плену у немцев. Ему в полной мере довелось испытать все ужасы вражеского заточения, страдания, унижения, побои, одиночество, незащищенность…

Чудом остался жив

Родился Виктор в Оренбурге в семье военнослужащего. Поэтому его жизнь с детских лет была «на колесах», приходилось постоянно менять места жительства.

– В 1941 году отца перевели на службу в Москву. А мы с матерью и полугодовалой сестренкой остались в городе Волковыск Гродненской области. Отец не успел забрать нас в столицу. Там нас и застала война. Мне тогда было 14 лет. Началась бомбежка. Люди бросали все и уходили в соседние деревни. Помню, мама ушла в одном халате, с сестренкой на руках… A я во время этой эвакуации потерялся. Поиски родных не дали никаких результатов. Я стал жить у нашей соседки, с которой мы вместе пришли в деревню. Но в чужой семье постоянно чувствовал себя лишним. В конце концов, меня определили в детский дом, – вспоминает Виктор Павлович.

В детдоме он пробыл до 1943 года. В это время подростков с оккупированных территорий забирали на работу в Германию. Наступил день, когда немецкая полиция и офицеры пришли и за Витей. Его и еще семь мальчишек повезли на железнодорожную станцию. Никто не знал, для чего и куда. На станции они провели три дня под охраной. Потом пришел эшелон с русскими пленными. Среди них были женщины, старики, дети. Мальчишек отправили в один из вагонов, который напоминал «теплушку» для перевозки скота. На окнах решетки, дверь закрывалась на замок, открывали ее только в присутствии охранников. Поезд следовал через Украину. Остановился в неизвестной местности.

– Нас привезли на так называемую «помывку». Баня была огромная, размером с половину футбольного поля. Пленных раздели, забрали всю одежду и завели в душевую комнату. Воду включили всего на пятнадцать минут. Я только потом узнал, что на самом деле это была большая газовая камера, и вовсе не всем там включали воду… А я чудом остался жив. После «помывки» мне выдали полосатую робу. И ночью же куда-то повели, – рассказывает Виктор Павлович.

Освобождение и победа

Так он попал в немецкий концлагерь. Вновь прибывших пленных поселили вместе. Определили на работу в шахты металлургического завода. Взрослые и дети трудились здесь наравне. Женщины оставляли своих грудных детей в бараках и тоже уходили на работу на весь день. Пленных почти не кормили. Утром давали брюкву и маленький кусочек хлеба, а вечером после изнурительной работы – только чай.

В январе 1945-го, возвращаясь с завода, русские пленные заметили вдоль лагерного забора колонну отступающих немцев. Вокруг не было ни полицейских, ни овчарок. Кто-то открыл огонь, началась перестрелка. Всех русских согнали в один барак и приказали не покидать его. Ослушавшихся сразу расстреливали.

Той ночью Витя не спал, как и все остальные. Наутро стало совсем тихо. Немцев не было слышно. Кто посмелее, начал выходить из барака. Убедившись, что в лагере действительно никого нет, русские пленные покинули его территорию.

После освобождения шестнадцатилетний Виктор несколько месяцев проходил проверку в лагере репатриированных военнопленных, который находился на месте польской воинской части в городе Ченстохов. Оттуда его вместе с ровесниками отправили в Киевскую область на восстановление сахарного завода. Дорогой они и узнали о победе.

На одной из железнодорожных станций народ ликовал. Была слышна музыка, развевались флаги. Это был самый счастливый день в его жизни.

После войны

Несколько послевоенных месяцев Виктор провел в детдоме города Черкасов. Он не прекращал поиски родных. В конце концов, ему удалось найти свою семью. К тому времени у него появилась еще одна сестра…

Виктор Павлович пошел по стопам отца, избрав путь военного. Он дослужил до звания подполковника. Исколесил много городов, а двадцать два года назад приехал в Дубовку, где и живет до сих пор. У него два сына и две дочери, внуки. И совсем недавно к его многочисленным наградам прибавилась еще одна – медаль «Непокоренные», учрежденная Советом Российского Союза бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.

Оксана ДУДИНА

«Сельская новь» от 5 мая 2012 года

В.П. Даниленко ушел из жизни в августе 2014 года.