…Вы знаете, мне по-прежнему верится,

что, если останется жить земля,

высшим достоинством человечества,

станут когда-нибудь учителя!

Р. Рождественский

25 мая  по всей России  для выпускников образовательных школ прозвенел последний школьный звонок. Вчерашние ученики вышли во взрослую самостоятельную жизнь. Они поступят учиться дальше, освоят  выбранную профессию, создадут семьи. Но какой бы ни была их жизненная дорога, они непременно пронесут  по ней  имя дорогого и любимого учителя.    В жизни каждого человека есть люди, которые оказывали заметное, подчас решающее влияние на формирование его характера и мировоззрения, на выбор профессии. Для меня, выпускницы 116-й. школы Волгограда, таким  человеком стала Мария Ивановна ДАВЫДОВА, которая сейчас проживает в Дубовке. Мой классный руководитель, учитель русского языка и литературы,  и, так уж совпало, мама моего мужа, моя свекровь. 

У нее есть все, что присуще настоящему педагогу, —  талант, душевная теплота, внешняя красота, ум, чуткость, терпение и неиссякаемое жизнелюбие. В школе она проработала 45 лет. Наверное, сам Бог вдохнул в нее дар, обладать которым одновременно тяжело, прекрасно и почетно  — учить детей. И  даже не учить, а дарить открытия. Ее девиз: чтобы быть хорошим  преподавателем, нужно любить свой предмет и тех, кому преподаешь.

Главное, как считает Мария Ивановна, — вызвать интерес ученика  к изучаемому предмету, быть примером для других. И всегда учиться. Профессию учителя она выбрала еще подростком.

Детство… оно было таким же, как и у всех детей военного времени, вспоминает М.И.Давыдова. – Особенно сохранились в памяти  тяжелые  военные и послевоенные годы. А еще — солдатские ботинки.

Солдатские ботинки были ее главными спутниками того времени. Другой обуви не было.  В них она помогала взрослым работать на току, собирала колоски в поле, ходила за  пять километров от дома в школу. Во время войны, территорию,  на которой проживала их семья, пришлось покинуть. Переехали к родственникам в Октябрьский район, подальше от Сталинграда. Уходили от немцев, а, оказалось, пришли к ним. Она вживую видела фашистских захватчиков, которые охотились на молодых девиц. На ее памяти сохранились такие моменты, когда  девушек в хуторе родители прятали  в подвалах и погребах, не выпускали на улицу, чтобы спасти от грязных лап оккупантов.  Немцы выгоняли жителей   из домов,   грузили в машины домашнюю птицу и скот, а трудоспособное население угоняли  в лагеря,  пустые  дома поджигали. Их варварству не было предела.  Эти воспоминания военных лет иногда тревожат   память.

Когда закончилась война, Маше было 14 лет.   Больше всего ей  хотелось  учиться. И как только вернулись в родной хутор,  учебу продолжила. Мечтала стать учительницей. В начальных классах многие девчонки мечтают об этом: проверять тетрадки  и красной пастой выводить оценки, заполнять  классные журналы и расписываться в дневниках, стоять у доски с указкой в руках, носить  туфли на каблуке, узкую юбку и очки…

Вот и Маша тоже мечтала.  Идя навстречу своей мечте, после окончания школы она уехала в  послевоенный Сталинград  и поступила в  Волгоградский  педагогический институт имени Серафимовича. Началась самая прекрасная и светлая полоса в жизни – студенческая пора. Только теперь вместо спутников детства – солдатских ботинок — появился другой спутник – штапельное платье, самая дорогая вещь в гардеробе. Носить его было маленьким счастьем…

Несмотря на все трудности послевоенного времени, занятия в институте приносили радость, а  работа на восстановлении  разрушенного войной городского хозяйства не была в тягость. Основным объектом, на котором пригодились молодые  рабочие силы,  и на котором Маша трудилась вместе с однокурсницами, был кинотеатр  «Гвардеец». Успевали все —  и работать, и  слушать  лекции в институте.

В 1952 году, сразу после окончания учебы в  институте,  вернулась домой, в Калачевский район, откуда и была родом. И до сих пор помнит   свой первый урок, когда с волнением зашла в класс пятиклассников,  выпорхнувших из заботливых рук первой учительницы. Дети рассматривали ее с огромным любопытством, она чувствовала на себе их вопросительные взгляды. Все волновались. Никто еще  не знал, что будет впереди…

— Если бы сейчас я  не  была бы 88-летней  бабулькой, то снова  пошла бы работать в школу,  — делится своими   размышлениями Мария Ивановна. — Что может быть увлекательнее работы с детьми? Они приходят в класс и  ты   задаешься вопросом: какие они? Внимательные и любознательные, или  трудолюбивые и шаловливые,  непредсказуемые, способные на мелкие «подвиги»…  За долгий путь учебы в школе,  им надо дать не только знания в рамках учебной программы, а постичь их  внутренний мир, сформировать характер, чтобы  они вышли  подготовленными  к восприятию новой жизни. Проходит время и настает день расставания. Дети выросли. Это уже не птенчики, это уже состоявшиеся личности.

Большая часть долгой  профессиональной жизни Марии Ивановны   прошла в Волгограде.  Работала завучем 116-й школы, преподавала русский язык и литературу. Никогда не отказывалась от классного руководства. Была счастлива в семейной жизни. Вырастила сына и дочь. Дождалась  внуков и правнуков. Обо всех заботилась,  особенно о подрастающих  внуках и правнуках. С ними проводила все свободное время. Устраивала им чаепития с пирогами, учила лепить пирожки и пельмени,  водила в  походы  на природу, купаться на речку. А по вечерам или во время дневного отдыха много им читала. С самого детства старалась им привить любовь к чтению книг. Помню, правнук, приходя в детский сад после проведенных с прабабушкой выходных, хвастался «…А у моей бабули Маши сказки в ротике живут!». Ее  любили и любят все — и дети, и внуки, и правнуки. О ней помнят родственники,  коллеги, бывшие ученики. Приезжают к ней, привозят подарки. Но главный подарок для нее – это внимание. Коллеги часто звонят и спрашивают ее совета, потому что считают ее не просто учителем, а образцом педагогического мастерства, жизнеутверждающим человеком и просто обаятельной женщиной. В  Дубовке она проживает без малого 20 лет. И многим дубовчанам имя ее незнакомо. Но мне очень хочется, чтобы о ней узнали. И, может быть, кто-то вспомнит и о своих, милых  и добрых сердцу учителях.

Любимый учитель… Он есть у каждого ученика в школе. Но каждый любит и уважает своего  учителя за «что-то».  Кто-то за  то, что ему ставят отличные оценки, кто-то за  похвалу перед  всем классом, за подбадривания. Наш класс любил своего учителя русского языка и литературы  за то, что она превращала урок в увлекательный  мир познания  человеческих жизней и  судеб на примерах героев литературных произведений. Я до сих пор помню ту тишину в классе,   ее негромкий  голос и неторопливую речь, когда она,  прислонившись к столу,  читала нам. Особенно запомнились отрывки романа «Война и мир» Льва  Толстого..  Где противопоставляя образы героев романа Элен Безуховой и Наташи Ростовой, она учила  нас отличать  внутреннюю красоту человека от внешней,  понимать  истинные жизненные ценности и   отличать   настоящую жизнь от  фальшивой.  Читая страницы   военного   романа «Они сражались за Родину», Михаила Шолохова,   прививала любовь к  родной земле. На примере героических подвигов рядовых солдат  воспитывала в нас  дух патриотизма. Ведь обескровленные и измотанные советские войска вели тяжелые оборонительные бои и, неся огромные потери, защищали свою родную землю. Вызывала  чувства сопереживания к самоотверженным женщинам-героям в  литературных произведениях  «Матерь человеческая» Расула Гамзатова и «А зори здесь тихие» Бориса Васильева. Научила  видеть красоту в лирических произведениях… Да разве   все перечислишь… И,  несмотря на то, что  в нашем классе было 45 учеников, во время ее уроков класс «замирал», погружаясь в услышанное. И эта тяга к чтению книг,  к познанию,  не иссякла за долгие  после школьные годы, а только увеличилась.

Отзывчивая, добрая, всепрощающая и понимающая, тихая, скромная, мудрая. Такими эпитетами можно нарисовать ее портрет.  Ей удавалось зажигать в сердцах внутренний свет, делать ярче мир не только в своей семье, но и при общении с учениками и их родителями. Каждый,  кто когда-то трудился или трудится в школе, работает на будущее своих  учеников и в ответе за это будущее. И особенно счастлив в своей судьбе тот,  кому встретился учитель, умеющий принести в класс увлеченность, любовь и знания, освященные этой любовью. Ведь благородство учителя непременно отзовется  в сердцах его учеников. Я горжусь тем, что в моей жизни есть такой дорогой сердцу  человек – образец,  с которого я старалась и стараюсь брать пример.

А. ДАВЫДОВА

 

Обсуждения закрыты для данной страницы