Финансовая грамотность: научился сам – научи другого

«Как управлять личными финансами, планировать семейный бюджет, осуществлять финансовые расчеты, налоговые выплаты, банковские операции, что нужно знать о финансовых услугах, продуктах, институтах?» –  вопросы, которые волнуют любого здравомыслящего человека в нашей стране и мире. Финансовая грамотность – это не только знание ответов на эти и другие вопросы, но и способность граждан как потребителей финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решений, а полученные знания и сформированные навыки в сфере финансовых услуг объединять с четким пониманием последствий своих действий.

Одной из самых важных целевых аудиторий для формирования таких знаний и навыков являются дети и молодежь. Повышение уровня благосостояния граждан Российской Федерации и стабильности российской экономики, антикризисные мероприятия – от индивидуального уровня до государственного – возможны, в значительной степени, при условии усвоения основ финансовой грамотности в самом начале своей сознательной жизни юными россиянами. Этим обусловлена актуальность и назревшая потребность в деятельности Регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования в Волгоградском филиале ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС).

Волгоградский филиал РАНХиГС занимается вопросами повышения финансовой грамотности в регионе с 2011 года, когда Волгоградская область стала участником одноименного проекта под эгидой Всемирного банка. Преподавателями Волгоградского филиала ФБОУ ВО РАНХиГС были подготовлены учебные пособия, рабочие тетради, сборники игр, кроссвордов, головоломок, компьютерных программ для учащихся образовательных школ и воспитанников детских домов. Разработанные материалы пользуются спросом в образовательной среде и вызывают неподдельный интерес, как у учащихся, так и у их родителей и педагогов.

В 2014 – 2015 гг. методические комплекты, подготовленные в рамках проекта, прошли успешную апробацию в российских школах, получив высокие отзывы от учащихся, педагогов и родителей и рекомендации к внедрению учебного предмета «Финансовая грамотность» в качестве факультативного, элективного курса в школах Российской Федерации.  Чтобы проделанный труд не пропал даром необходимо подготовить мощный кадровый потенциал для продвижения методических материалов в образовательные учреждения региона и страны.

Этим летом первая группа педагогов волгоградских общеобразовательных школ успешно прошла обучение в Региональном методическом центре по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования в Волгоградском филиале РАНХиГС. Обучение в объеме 72 учебных часов осуществлялось в два этапа: заочная и очная сессии. Деловые игры, лекции, интерактивные коллоквиумы, дискуссионные площадки, мастер-классы, – в таком формате шло обсуждение проблем управления личными финансами, семейным бюджетом, системы налогообложения и страхования, функционирования банков, пенсионного и социального обеспечения российских граждан, рисков финансового мошенничества и финансовых пирамид.

Педагогам, получившим повышение квалификации в области преподавания финансовой грамотности, предстоит распространять финансовые знания среди подрастающего поколения. Целью данного обучения является назревшая потребность включения в учебный план предмета «Финансовая грамотность» в качестве факультативного и элективного курса для различных возрастных категорий учащихся, преподавание его высокопрофессиональными и компетентными педагогами.

В обучающей программе педагогов школ Волгоградской области приняли участие представители Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, действующего от лица Министерства финансов Российской Федерации и консорциума исполнителей в составе: РАНХиГС Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Фонд «Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара».
Н. В. Хан, кандидат экономических наук (РАНХиГС, Москва),
А. К. Самохина, кандидат педагогических наук (НИУ ВШЭ, Москва),
И. В. Петрикова, кандидат педагогических наук (НИУ ВШЭ, Москва), – посетили учебные занятия в Региональном методическом центре, провели встречи и консультации с педагогами, обучающимися на курсах, ознакомились с достопримечательностями города – героя Волгограда.

По мнению указанных экспертов из Москвы, «государственный интерес к открытию Федерального и Региональных методических центров по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования обусловлен, тем, что экономику может продвинуть экономическое образование и грамотные, компетентные, самостоятельно действующие граждане, заботящиеся о своем благосостоянии».

Как считает Н. В. Хан, наша цель – «донести знание и понимание встроенности человека в общественное хозяйство», так как каждый из нас «на 99 процентов включен в общественное производство», а поэтому мы должны «понимать все доходы, которые образуются в результате такого производства и размер своего вклада в него».

Программа повышения квалификации педагогов будет реализовываться в 15 регионах на протяжении 2016-2017 года. Всего в Волгоградской области планируется подготовить 1500 педагогов, которые в  своей профессиональной деятельности будут активно использовать разработанные и апробированные учебные программы и материалы, направленные на формирование компетенций в сфере финансовой грамотности различных возрастных групп учащихся.

Одним из первых этапов наступления на «финансовую безграмотность» станет этап формирования инфраструктуры, постоянно действующих учебно-методических центров, школьных и межшкольных центров, дискуссионных площадок. Обучение взрослых людей является прерогативой Финансовой академии при Правительстве РФ (Москва), студенты будут обучаться в МГУ им. Ломоносова, а школьники и преподаватели станут целевой аудиторией Регионального методического центра в Волгоградском филиале РАНХиГС, что подчеркивает значимость Волгоградской области как стратегической образовательной среды, решающей задачи формирования человеческих ресурсов нового качества, способных быть успешными и реализованными в непростых условиях современной экономической ситуации.

img_1256 img_1267 img_1271 img_1273

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *