В память об учителе

Маргарита Владимировна Ершова. Это имя помнят многие выпускники Дубовской средней школы №1 им. С.М. Кирова, которые учились здесь в советское время. Именно М.В. Ершова, среди немногих учителей словесности, открывала ученикам всё новые и новые двери в мир русского языка и литературы, поэзии, драмы, трагедии, где переплетались людские судьбы. И в мыслях мы участвовали в тех событиях, о которых рассказывала на своих уроках она, наша любимая Маргарита Владимировна. В память об Учителе, о Человеке с большой буквы, в день её 90-летия, хочется мне рассказать о ней сегодня…

Как быстро и незаметно бежит время! Будто вчера, в такой же солнечный майский день, мы стояли на последней школьной линейке. Сорок девять лет прошло с тех пор, как мы, выпускники неугомонного 10 «А», вышли в большой мир. И, чем дальше уходит время, тем отчётливее вспоминается школьная жизнь, с её успехами и огорчениями, увлечениями и победами. И, конечно, при любом нашем «путешествии в детство» перед глазами встаёт незабвенный образ классного руководителя, «нашей классной мамы», как мы любовно называли Маргариту Владимировну Ершову.

25 мая 1972 г. – наш последний школьный звонок и её день рождения. Тогда ей исполнился сорок один год. В этом году она должна была отметить свой юбилей – 90-летие, но не дожила до него всего два месяца…

Отчётливо помню знакомство с ней 11 января 1967 года. Старшая сестра, меня, «новенькую», привела в 5-й «А» средней школы №1, с восхищением сказав, что мне несказанно повезло учиться у М.В. Ершовой. Её класс состоял из сильных учеников — много было отличников, и располагался в Ленинской комнате. В то время было очень значимо и почётно учиться в такой комнате. Маргарита Владимировна, приветливо улыбаясь, стояла в классе за учительским столом. Передо мной возник образ учительницы необыкновенной красоты и привлекательности, с добрыми глазами. Её внешний вид был безупречен: элегантный костюм чёрного цвета, кипельно-белая блузка и в тон костюму – туфли-лодочки на маленькой шпильке. Она познакомила одноклассников со мной и усадила меня за первую парту в среднем ряду.

С замиранием сердца мы слушали свою учительницу, от которой нельзя было оторвать глаз. Приветливая, уважительная к ученикам, на уроках русского языка она учила нас не просто грамотности и избавлению от ошибок. Наряду с усвоением написания слов: «стеклянный, оловянный, деревянный» или «в течение, в заключение» и правил расстановки знаков препинания, она учила правильно и грамотно излагать свои мысли, пользоваться всеми возможностями языка. В котором, по известным словам Михайло Ломоносова: «сочетается великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Маргарита Владимировна вводила нас в это богатство и образность русского языка, стыдила, «тыкала носом» за слова-паразиты: «вот, значит, ну, ага, это»…

«Ребята, послушайте, как Тургенев великолепно пользуется синонимами слова «сказать», смотрите, он ни разу не повторился, попробуйте найти свои эквиваленты для слова «смотреть». Прислушайтесь, как верно, точно и кратко Пушкин описал наводнение в «Медном всаднике» или, какими красками он описывает красоту ранней осени…». Она воспитывала в нас гордость быть русским грамотным человеком. Все, кто у неё учился, могли достаточно образно и правильно выражать свои мысли письменно или устно, независимо от рода последующей деятельности. А сколько нового и интересного мы узнавали о Родине, русском народе, русской природе на её уроках литературы! Начиная со «Слова о полку Игореве», она воспитывала нас воспринимать и понимать красоту и силу слова, необычайную образность. Шаг за шагом, постепенно, строилось изучение наших великих классиков – Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Льва Толстого, Чехова, А. Н. Островского, М. Горького… Не обошлось и без Белинского, Чернышевского. Заложенные в сердца и души учеников произведения наших великих писателей, выстроили в нашем сознании прочное представление о России, русской душе и о русском характере. Она нас приучила читать, вчитываться, мыслить, ценить и любить чтение. На её уроках мы знакомились с произведениями Шекспира, Байрона, Диккенса, Стендаля, Флобера, Дюма, Бальзака, Майн Рида, Джека Лондона, О. Генри… На лето она выдавала нам списки книг, которые, по её мнению, могли быть интересны для прочтения во время летних каникул. Глаголы и наречия, метафоры, эпитеты, плюшкины и чацкие… Предлоги и союзы, раскольниковы и обломовы, Татьяна Ларина, Болконский, Базаров, Павка Корчагин… Всё это — жизнь нашей Маргариты Владимировны. И ещё мы – многочисленное количество её воспитанников, её учеников…

А какой суперактивностью в общественной работе наш класс отличался под её чутким руководством! Шефство над младшими школьниками и ветеранами войны, активное участие в художественной самодеятельности, диспутах, вечерах, конкурсах, олимпиадах… Всего невозможно перечислить! Она была для нас и учителем, и другом, дающим не только знания, но и закладывающим основы нравственного воспитания.

Подростковый возраст – особенный. Все её беседы – отдельно с девочками и отдельно с мальчиками, не прошли бесследно. Первая влюблённость. По этой причине у некоторых школьников на задний план иногда уходила учёба. Помню доверительную и откровенную беседу с ней по этому поводу. В тот момент от неё исходила особенная доброта, открытость, желание помочь правильно сделать первые шаги по запутанному лабиринту жизни…

Нам с ней было интересно всегда: на уроках, во время проведения субботников по уборке пришкольной территории или классного кабинета, на сельхозработах, в походах. Она везде была с нами, наш Учитель, наставник, старшая подруга и друг. Вспоминается, как летом, после девятого класса нас отправили на прополку овощей в сельхозбригаду, в Тишанку. Классного руководителя с нами вначале не было, она принимала экзамены у выпускников школы.

И когда Маргарита Владимировна приехала к нам в бригаду, что тут началось! Сколько было интересных приключений! Вместе с нами она шутила, пела, даже танцевала. Наши койки стояли рядом, и до поздней ночи она всё рассказывала и рассказывала нам, девчонкам, о любви, о жизни, обо всём на свете, что тогда интересовало нас, юных. Мудро настраивала нас на дальнейшее взрослое будущее. Здесь мы увидели своего любимого учителя с другой стороны — материнской. И в этом тоже была её жизнь. Жизнь для других. И в этом она видела своё счастье.

Нам завидовали многие старшеклассники, что у нас классным руководителем была М.В. Ершова. Хотя нас она никак не выделяла среди других учеников, разве что прививала чуть больше морально-этических норм. А мы старались соответствовать её честности, порядочности, трудолюбию, воспитанности. Конечно, как и все подростки, шалили, а потом горько раскаивались. Порой приходили в школу с невыученными уроками, а потом готовили дополнительный материал и выступали с ним на уроках, доказывая, прежде всего самим себе, что мы достойны быть её учениками.

У неё никогда не было свободного времени. Жила между домом и школой. Жила с неутихающей совестью. Все, кто приходил к ней, обращался – не был обижен отсутствием её внимания: умела сочувствовать, сопереживать. Она жила нами, хотя имела семью, детей. Это было главное её качество — в каждом человеке видеть ЧЕЛОВЕКА.

Отдав школе, своему педагогическому труду более сорока лет своей жизни, М. В. Ершова была награждена знаком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда». Но самая большая награда — это наша любовь, её многочисленных учеников, которые в любом возрасте оставались для неё мальчишками и девчонками. А её огромное любящее сердце, сердце Учителя, на протяжении нескольких десятилетий, вмещало память обо всех нас, её воспитанниках. Мы часто ей звонили, приходили в гости, делились достижениями — сначала своими, позже своих детей и внуков. Она помнила по именам не только нас, учеников, но и наших родителей и даже наших детей, которых она, к сожалению, уже не учила…

В последнюю с нами встречу, в 80-летний юбилей, мы, её «ашники», да и другие её ученики, пожелали любимому учителю дожить до ста лет. Но, накануне своего 90-летия, 23 марта 2021 года Маргариты Владимировны Ершовой не стало. Не стало Учителя, с которым канула в вечность чуть ли не целая эпоха. Для многих учеников она являлась некоей путеводной звездой…

Такие люди, наверное, рождаются раз в столетие, и многие из нас гордятся, что на нашу долю выпало учиться и воспитываться у такой уникальной личности. Маргарита Владимировна действительно была мировым учителем!

Ушла из жизни необыкновенной, богатой души ЧЕЛОВЕК! Слова «сеять разумное, доброе, вечное» было её основным жизненным принципом, который она впитала вместе с высоким понятием УЧИТЕЛЬ. Именно на таких учителях держалась и держится русская земля.

Ольга БОЧКАРЕВА, член Союза журналистов России

Обсуждения закрыты для данной страницы