QR-коды и уход от европоцентризма: в чем преимущества единого учебника истории для волгоградских школьников
С 1 сентября старшеклассники Волгоградской области будут изучать историю страны и мира по единому учебнику, который объединил труды десятка профессионалов. Новое издание презентовали общественности меньше месяца назад, но оно уже наделало много шума. Посыпались как положительные, так и отрицательные отзывы.
По словам члена Научного совета РВИО и одного из авторов госучебника Юрия Никифорова, учебное пособие критикуют обычно люди, которые его даже не читали.
– Эта критика, естественно, не содержит сколько-нибудь аргументированного разбора тех или иных ошибочных (по их мнению) положений или указаний на ошибки в фактологии. Главная цель – воздействовать на эмоции широкой аудитории с целью формирования негативного отношения к учебнику, – отмечает Никифоров.
Те же, кто с учебным пособием хотя бы ознакомился, отмечают ряд его очевидных преимуществ перед старыми учебниками. Так, учитель истории и обществознания школы 51 города Волгограда Антон Мордвинцев обращает внимание на наличие в конце каждого параграфа заданий и вопросов для самостоятельной проверки в формате ЕГЭ. Кроме того, в учебнике содержатся QR-коды, ведущие на дополнительные ресурсы и источники информации: архивы документов, сайты музеев и органов власти, фильмы и книги.
Как поясняет Юрий Никифоров, именно эта составляющая учебника ответственна за решение задач по формированию познавательной самостоятельности школьников, выработке навыков критического мышления. Ведь основная цель пособия — научить детей думать, анализировать, делать выводы.
Еще одно преимущество – синхронизация курсов отечественной и мировой истории. Обе книги единого учебника («История России» и «Всеобщая история») дополняют друг друга как с научно-исторической, так и с учебно-методической точки зрения. При этом учебное пособие ушло от европоцентризма, в нем содержатся новые главы, посвященные Латинской Америке, Китаю, Индии, Японии и Африки, что несомненно расширяет горизонты познания школьников. Также в учебнике подробно объясняются события современной России: от распада СССР до спецоперации на Украине.
Что еще важно, впервые после 1991 года права на учебник принадлежат не издательствам, а государству в лице Минпросвещения.
– Опыт внедрения «вариативности» в преподавании истории в 1990-начале 2000-х гг. показывает, что она запускает процесс раздробления единого культурно-образовательного пространства России: не только каждый субъект Российской Федерации, но даже каждое отдельное муниципальное образование (или каждая школа) начинает само определять, какой истории учить «своих» детей на «своей» территории. Развал единого образовательного пространства – одна из технологий по развалу страны, – отмечает Юрий Никифоров.
Он уверен, что демагогические призывы в современных условиях вернуться к вариативности учебников означают стремление разрушить «единый канон», которому с 2014 года должно соответствовать содержание всех допущенные к использованию в школе учебников.
По мнению депутата Волгоградской областной думы, доктора исторических наук и профессора Алексея Бурова, единый учебник никак не угрожает свободомыслию. Его задача — дать базовые знания, изложить целостную картину отечественной истории.
— Прежде всего нужно получить базовое образование, потом уже вступать в дискуссии. Если ты хочешь углублять свои знания, изучать другие концепции развития истории — пожалуйста! У нас в вузах студентам рассказывают совершенно разные, иной раз полярные точки зрения. Когда у тебя уже сформированы базовые знания, когда ты уже знаешь историю родной страны, тогда проще ориентироваться в этом информационном потоке, отделять верное от неверного, — подчеркнул Алексей Буров.
Обсуждения закрыты для данной страницы