Уже не раз на страницах «Сельской нови» мы рассказывали об уникальности Дубовки с историко-культурной точки зрения и туристической привлекательности нашего города и района. И это действительно так. В Дубовке сохранилось большое количество памятников архитектуры XIX – начала XX вв., в том числе Свято-Вознесенский женский монастырь, Покровский храм, дом купца Жемарина, ставший визитной карточкой города. В Дубовке развивается виноделие, самое северное в России. Винодельня Покровская и семейная винодельня Дмитрия Гусева привлекают туристов со всей страны. А популярность геологического памятника Александровский грабен, расположенного неподалеку от станицы Суводской, в этом году побила все рекорды.
Сегодня мы поговорим об основной причине историко-культурной уникальности нашего города и района, определившей его возникновение и развитие. Как многие уже догадались, это географическое положение нашей местности в районе волго-донской переволоки.

Как пояснил директор Дубовского музея Виктор Конаков, переволокой называют узкое место между двумя реками, удобное для перевозки грузов по суше с одной реки на другую. Если говорить о волго-донской переволоке, то это довольно обширная территория от современного Камышина до Старой Сарепты. Здесь было несколько волоков, по которым грузы перемещались в разных направлениях. Дубовка основана там, где расстояние между реками было самым коротким.
Торговые пути через эти места проходили уже на рубеже первого и второго тысячелетий. Вероятно, здесь проходил путь «из варяг в греки», Волжский торговый путь на заре становления Русской государственности, основными участниками которого стали Русь в верховьях Волги, Волжская Булгария на Средней Волге, Хазария на волго-донском междуречье и нижней Волге. Через переволоку была связь с Византией. Возможно где-здесь проходила северная ветка Великого шелкового пути, соединяющего Европу и Китай.
По мнению Виктора Сергеевича, движение по переволоке оживлялось в периоды политической стабильности и затухало во время различных потрясений.
Один из таких относительно спокойных периодов был во время Золотой Орды. Согласно археологическим исследованиям, в 30-х годах XIV века неподалеку от места расположения современной Дубовки был основан город Бельджамен, который просуществовал до начала XV-го. До 60-х годов XIV века город процветал, его площадь насчитывала около 50 гектаров, которые были достаточно плотно застроены жилыми, хозяйственными и культовыми постройками. Далее, с началом феодальной смуты, в Золотой Орде город пришел в упадок, а в 80-е его частично восстановил хан Токтамыш. В 1395 году Бельджамен был разрушен и сожжен войсками Тимура, но жизнь продолжала теплиться здесь до начала XV века.
Через Бельджамен проходил водный и сухопутный путь из Западной Европы и Руси в татаро-монгольские столицы Сарай-Бату и Сарай-Берке, в заволжские степи, где кочевала ханская ставка. Таким образом, город был удобным узловым перевалочным пунктом. Сюда по Дону поднимались купцы из Средиземноморья и Крыма, затем по «переволоке» перевозились в Бельджамен, спускали суда в Волгу и по ней достигали старой и новой столиц Золотой Орды. Сюда же, в Бельджамен, привозили свои товары русские купцы с верховьев Волги, с Урала и везли их вниз по течению реки и дальше, в южные страны.
На «переволоке» монголы содержали специальное население из людей различных национальностей. Жили эти люди на берегах Волги и Дона. Они обязаны были перевозить купцов с товарами и переплавлять их через Волгу. Бельджамен был не таким большим и благоустроенным городом, как Сарай-Берке, но он играл важнейшую роль в связях Золотой Орды с европейскими странами. И не только европейскими. Золотоордынские ханы ревниво оберегали его от набегов других народов. И хотя город был разрушен ханом Тимуром в 1395 году, восточные товары еще некоторое время поступали в европейские страны через Бельджамен.
Следующий период оживления движения и торговли на волго-донской переволоке начался после присоединения Иваном Грозным Астраханского ханства во второй половины XVI века. Для усиления русского контроля над Волгой царь Федор Иоанович организовал цепь волжских караулов от Казани до Астрахани в 1589 году. Исполнение было возложено на воеводу Григория Засекина, с его «лёгкой руки» некоторые основанные им караулы стали теперь областными центрами Поволжья: Самара, Саратов, Царицын. Караул на острове Царицын (точно не установлен, вероятно, Сарпинский или Голодный) контролировал также волжскую часть переволоки, это было начало русского освоения междуречья. Кроме правительства, освоение междуречья велось казаками, которые до подавления булавинского восстания в 1709 году были вольным военно-разбойничьим сообществом.
Недалеко от бывшего Бельджамена стали селиться люди, бежавшие от князей и помещиков. Их привлекали торговый путь, пролегавший здесь, а также привольные заволжские степи, где они могли укрыться от своих угнетателей. Однако из этих же степей на поселян стали совершать грабительские набеги заволжские кочевые племена киргизов и калмыков.
И вот в 1734 году донской казачий атаман Макар Никитович Персидский попросил у императрицы Анны Иоановны разрешения поселиться в «дубовом» городке со своими казаками, чтобы охранять Волгу и идущие по ней суда от набегов кочевников. Разрешение было получено. Эта дата считается официальным годом основания Дубовки, хотя по некоторым источникам поселение здесь уже существовало ранее. Началось строительство новой сторожевой линии между Царицыном и Камышином. В район Дубовки и речки Балыклеи переселили 1057 семей русских, малороссов и казаков.
Главную роль в экономическом развитии Дубовки играла пристань с переволокой. Она была наиболее удобной для купеческих судов, которые прямо у пристани ставились на огромные дубовые колеса и упряжками волов переправлялись посуху на Дон. Дорога была недлинной – всего 60 верст, которые погонщики и охрана из казаков преодолевали за 3-5 дней.
В 1762 году после смерти Елизаветы Петровны на престол взошел внук Петра I – Петр III, который правил всего полгода. Внезапная смерть государя и воцарение его жены, немки по происхождению, Екатерины II, вызвало нередкое в российской истории явление – смуту. Слухи о том, что между казаками скрывается Петр III, ходили по Волге с 1771 года. В сентябре 1773 года императором и самодержцем Всероссийским провозгласил себя Емельян Пугачев. Среди простого люда надежда на «доброго» царя, который обязательно встанет на защиту простого народа, никогда не угасала.
О появлении Емельяна Пугачева в Дубовке и о дальнейшем развитии переволоки нам рассказала кандидат исторических наук, почетный работник общего образования, заслуженный педагог Волгоградской области, педагог дополнительного образования Центра детского творчества Людмила Вениаминовна Курышова: «При появлении армии Пугачева у стен Дубовки казаки не оказали ей никакого сопротивления. Атаман Персидский, купцы и некоторые старшины ушли из города, и Пугачев занял Дубовку без единого выстрела. Более того, дубовчане – стар и млад – с иконами, хоругвями и войсковым знаменем, под звон церковных колоколов вышли встречать «императора Петра III» и его войско. Торжественно встретив Пугачева, казаки принесли ему присягу, организовали «дубовский» полк и присоединились к повстанческой армии.
В Дубовке Пугачев простоял три дня, получив все желаемое, в том числе две пушки и 80 ядер к ним. 20 августа 1774 года Пугачев двинул свою армию, в состав которой вошел и особый «Дубовский» полк, на Царицын. Вскоре Крестьянская война под руководством Пугачева потерпела поражение. Это произошло из-за того, что она была стихийна, раздроблена, восставшие были неорганизованны, слабо вооружены. Да и не было у ее руководителей ясной политической программы: они выступали против помещиков, но за «хорошего царя».
Существует версия, что помня о неверности дубовских казаков царскому трону во время пребывания Пугачева в Дубовке, царское правительство в 1777 году принимает решение о высылке части казаков на Кавказскую охранную линию.


«Все же основной причиной переселения казаков-волгцев на Терек была, конечно же, необходимость укрепления границы на Северном Кавказе, – считает Людмила Курышева. – На реку Терек ушли 540 казачьих семей общей численностью 4640 душ обоего пола. Переселение казаков с семьями окончательно подорвало роль Дубовки как главного экономического и административного центра казачества. Опустела Дубовка, обезлюдела пристань, замерла экономическая жизнь города», – рассказывает Людмила Курышова.
Примерно в это же время, по мнению кандидата исторических наук С.Л. Перечицкой, появляются предпосылки для формирования дубовского купечества. В 1778 году из центральных районов страны, с Верхней Волги были переселены на земли бывшего Волжского войска в селения Антиповское, Балыклейское, Дубовское, Караваинское, Пролейское экономические крестьяне. Они относились к категории государственных (казенных) крестьян и в сравнении с помещичьими были более свободными людьми. По сути это бывшие монастырские крестьяне, переданные после изъятия земель у монастырей в 1764 году в ведомство Коллегии Экономии. Отсюда их название – экономические. Они и стали позднее основным источником формирования дубовского купечества.
К началу XIX века наступает очередной период оживления торговли на переволоке. Дубовка стала важным узловым пунктом в экономических связях Центральной России, Поволжья, Урала, Украины, Кавказа и Турции. Это способствовало новому экономическому подъему посада. (В 1898 году Дубовка перестает быть городом и решением царского правительства обращается в посад).
Вновь наладилась давняя торговая связь Дубовки с донскими станицами. В первой половине XIX века Дубовка стала главным пунктом по перевозке грузов с Волги на Дон. Кроме казенных грузов, через Дубовку проходило много купеческих товаров и изделий кустарей и развивающейся промышленности. Особенно быстро росла торговля волжско-камским лесом, сплав которого производился в основном на Дубовку, откуда переправлялся на Дон или отгружался для перевозки сухопутными трактами.
Основной поток грузов с Волги на Дон шел в то время от Дубовки до Качалинской. Перевозка занимала в среднем 5 суток. В благоприятные годы на Дон из Дубовки перевозили 250 судов. Возчие, или фурщики, съезжались в Дубовку с Кавказа, Малороссии. Один оборот фуры с грузом занимал неделю. На пару волов грузилось в среднем 35-50 пудов. Заработок фурщика на пару волов достигал за путину 50-80 рублей. Товары шли в обоих направлениях: на Дон — лес, хлеб, железо, посуда, соль, смола, деготь, а на Волгу – вино, сухофрукты, сало и другие товары южного края. Летом население Дубовки возрастало в несколько раз за счет бурлаков, грузчиков, сплавщиков леса, фурщиков из окрестных сел и других мест Российского государства. Огромная, в несколько десятков тысяч, масса людей работала с весны до осени на переволоке, занимаясь разгрузкой, погрузкой и переволокой грузов.
«Используя это выгодное местоположение в 1846 году по одному из путей, где волоком перетаскивали суда с одной реки на другую, дубовчане проложили узкую железную колею. Так здесь появилась быче-конная железная дорога Дубовско-Качалинская протяженностью около 60 километров. Но надо признать, что это оказалось не очень удобно. Если раньше корабли прямо в воде ставили на колеса и волоком перетаскивали, то здесь нужно было сначала разгрузить товар, потом снова загрузить, на что уходило много времени», – рассказывает Людмила Вениаминовна.
Дорога не выдержала конкуренции с обычными телегами и была распродана на металлолом в уже в 1852 году. Её остатки у хутора Спартак Дубовского района, обнаруженные в 1989 году краеведом Сергеем Мониковым, являются сейчас региональным памятником истории.
Директор Дубовского музея Виктор Конаков показал место неподалеку от Дубовки, где проходила эта дорога. Ров шириной несколько десятков метров и несколько метров глубиной расположен на территории между винодельней Покровской и Свято-Вознесенским женским монастырем. Наряду с нашими известными достопримечательностями это место также может служить объектом показа, считает Виктор Сергеевич.
К 60-м годам XIX столетия возникает необходимость соединить Волгу с Доном настоящей железной дорогой. В Дубовку приезжает комиссия акционерного общества для переговоров с посадской думой о строительстве железной дороги Дубовка-Качалинская. Комиссия просила отдать безвозмездно небольшой участок посадской земли под придорожные сооружения, а также снести за счет посада сады и дворы, через которые пройдет железная дорога. Гласные посадской думы не приняли условий комиссии и от строительства железной дороги отказались. Причин этому было несколько.
«В то время посадским головой в Дубовке был Пресняков, человек осторожный и прижимистый. Он имел около тысячи пар быков. Его фурщиков с товарами можно было встретить повсюду: в Ставропольских станицах, в Пензенской и Воронежской губерниях, на Украине, в казахских степях и на южном Урале. Опасаясь, что железная дорога составит ему конкуренцию, и под предлогом, что «железка» пустит по миру фурщиков, Пресняков уговорил членов посадской Думы отказаться от строительства железной дороги. Так, волею посадской головы Дубовка осталась без железной дороги, что, безусловно, сказалось на экономике посада и всего прилегающего к нему района», – продолжила рассказ Людмила Курышова.
Примерно через 50 лет, когда здешним городским головой был уже более дальновидный человек, дубовчане сами стали хлопотать о строительстве железной дороги. Но теперь в ней уже не было нужды, так как в 1862 году была проложена железная дорога из Царицына в Калач. Теперь транспортные пути, шедшие ранее через Дубовку, перешли к Царицыну. Сооружение Грязе-Царицынской железной дороги окончательно подорвало важность Дубовки как транспортного узла. И лишь пристань, более удобная, чем Царицынская, давала возможность Дубовке конкурировать с Царицыным в торговле лесом.
К XX веку былое значение Дубовки, как связующего звена в торговой цепи Западная Европа – север России – Средняя Азия, в значительной мере утрачивается. Товары широким потоком идут другими путями.
«Таким образом, наш город стал пригородом. Благо это или нет, точно сказать трудно. Но хочу заметить, что вся военная жизнь Царицына, а потом и Сталинграда была связана исключительно с железной дорогой, так как она связывала центр России и Кавказ. Захватчикам нужен был именно железнодорожный узел. Мы остались в стороне. Может, это и к лучшему. Теперь живем в тихом, уютном городке с купеческой архитектурой», – подытожила Людмила Вениаминовна.
Вот так расположение нашего города на кратчайшем пути между Волгой и Доном позволило ему приобрести существенное экономическое значение и уникальные архитектурные черты. Теперь мы с гордостью демонстрируем наше культурно-историческое наследие гостям и туристам.
Инна ПОДВЕРБНАЯ
Материал подготовлен
в рамках проекта
«Дубовский район: история
и современность»

Обсуждения закрыты для данной страницы