К каждому ребёнку – индивидуальный подход

Социальная адаптация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – важная задача, которая стоит перед современным обществом. В системе образования Дубовского района этот вопрос находится на особом контроле.
Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов. Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования.
«Во всех образовательных организациях Дубовского района созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ в учреждения. Таким образом, ребята с особыми образовательными потребностями имеют возможность учиться в общеобразовательной школе.
Социальная адаптация осуществляется через включение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в разные виды социально-значимой и творческой деятельности. Ребята активно вовлекаются в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ», – рассказывает специалист отдела по образованию Дубовского района Оксана Борщ.
Организована работа по вовлечению детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дополнительное образование. На сегодняшний день 45,5% ребят этой категории охвачены работой кружков и спортивных секций. Достижению такого показателя способствует возможность реализации дополнительных образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.
Организован контроль за повышением профессиональной компетентности учителей, работающих с такими детьми.
Постоянно совершенствуется система комплексной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, а также их родителям. Во всех образовательных организациях работают педагоги-психологи, социальные педагоги, узкие специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи).
На базе 6 образовательных учреждений района (СШ №1, СШ №2, СШ №3 г. Дубовки, Горнобалыклейской СШ, Лозновской СШ и детского сада №3 г. Дубовки) созданы и функционируют консультационные пункты по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Здесь они могут получить необходимые консультации по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка.


В средней школе №2 г. Дубовки в рамках инклюзивного образования сегодня обучаются 10 детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с заключением ТПМПК (территориальная-психолого-медико-педагогическая комиссия), на основе которого разрабатывается индивидуальная программа развития каждого ребенка: индивидуальный учебный план, индивидуальная адаптированная образовательная программа, индивидуальные адаптированные программы по предметам, индивидуальная коррекционно-развивающая программа, индивидуальная программа внеурочной деятельности, индивидуальная карта динамики развития.
«Система инклюзивного образования основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Для ребенка с особыми образовательными потребностями разрабатывается собственный маршрут обучения, но это не значит, что остальные дети «подстраиваются» под него. Педагог старается преподавать так, чтобы успевающие ученики положительно влияли на тех, у кого есть сложности в усвоении программы. Дети с ОВЗ, обучающиеся в инклюзии, лучше адаптируются и быстрее находят общий язык со сверстниками. Кроме того, инклюзия идет на пользу всем ученикам. В инклюзивных классах, как показывает практика, обнаруживается более высокий индекс групповой сплоченности и более высокий уровень нравственно-психологического климата, дети в инклюзивных классах чувствуют себя более защищенно, психологически комфортно, чаще оказывают эмоциональную поддержку друг другу», – считает исполняющая обязанности директора школы №2 Галина Савченко.

Также средняя школа №2 с 2011 года является опорной школой по дистанционному образованию детей-инвалидов. Она даёт возможность ребятам, имеющим серьёзные проблемы со здоровьем, не только получать дополнительное образование по ряду школьных предметов, но и дистанционно заниматься в различных кружках и секциях, участвовать в научных конференциях.
Преподаватели, ведущие работу в дистанционном режиме, прошли специализированное обучение, включающее в себя повышение квалификации по применению программно-технических средств и возможностей сети Интернет для организации дистанционного образования. В настоящее время в этой сфере работают пять учителей школы.
Возможность обучаться дистанционно имеют дети, которые получают обучение на дому. Опорная школа даёт три дополнительных часа в неделю по программам общего и дополнительного образования для учащихся с 1 по 11 классы.
Дистанционное обучение ведётся в формате индивидуального обучения, но бывают и групповые занятия в режиме конференции при помощи skype-технологий. Для каждого ребёнка по каждому учебному предмету педагог разрабатывает индивидуальную программу с учётом особенностей его здоровья. Помимо аудиовизуального контакта учителя и ученика через средства связи, в процессе обучения используются специализированные образовательные Интернет-ресурсы, где можно получить всю необходимую информацию по предмету и выполнить контрольные задания. Зайти на такой портал могут лишь авторизованные пользователи: учитель и ученики используют персональные логины и пароли. Контроль знаний и аттестация направлены на воспитание у детей дисциплины и чувства ответственности за результат, при этом отметки не выставляются.
«К каждому ребёнку нужно найти правильный подход, – рассказывает учитель по дистанционному обучению детей-инвалидов Ирина Мелихова. – На первый план выходит общение с детьми, настрой на позитивный лад. С учениками мы общаемся не только в формате урока, но и неформально. Интересуемся успехами друг друга, делимся новостями и впечатлениями. Нужно уметь слушать таких детей. При этом ребята не всегда сразу идут на контакт, особенно на стадии знакомства. Но, тем не менее, учиться им очень нравится. Они готовятся к урокам, с удовольствием выполняют домашние задания, проявляют живой интерес к изучению предметов, к наукам. Например, ученик участвовал в научно-практической конференции для начальных классов наравне с обычными детьми. Выступил перед аудиторией посредством skype-телефонии с докладом по проекту».
Сегодня в Дубовской опорной школе обучаются двое ребят из Городищенского района. В разное время здесь учились дети из Среднеахтубинского, Городищенского, Дубовского районов и города Дубовки. В школе №2 можно дистанционно получить дополнительное образование по курсам начальной школы, различным предметным областям: географии, математике, информатике, английскому языку, истории, обществознанию, физике, русскому языку и литературе и др. В образовательный процесс может быть одновременно вовлечено до двадцати детей-инвалидов.
Для организации процесса дистанционного образования детям бесплатно предоставляются комплекты программно-технических средств с учётом особенностей их здоровья. В их числе компьютер, веб-камера, необходимое программное обеспечение, конструктор по основам прикладной информатики и многое другое.
На 2022 год специальные условия для обучения детей-инвалидов созданы в 240 образовательных организациях Волгоградской области. В их числе 190 общеобразовательных, 33 дошкольных образовательных организаций и 17 организаций дополнительного образования детей.
Марина Чайкина

Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Территория равных возможностей»

Обсуждения закрыты для данной страницы