Эксперты Общественного штаба по наблюдению за выборами прокомментировали доклад НОМ

27 февраля на площадке Общественной палаты Российской Федерации состоялась презентация доклада Ассоциации НОМ «Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024: инструменты, инфраструктура, практики», в котором содержатся основные выводы о готовности системы общественного наблюдения к предстоящим федеральным выборам, а также приводятся наиболее актуальные и эффективные практики мониторинга выборов в регионах России.

https://www.oprf.ru/live_stream/2388

https://nom24.ru/upload/iblock/4fd/lnwltadls8qni4p0th7t33vnxlzf23qs.pdf

Доклад вызвал большой интерес в наблюдательском и экспертном сообществе Волгоградской области.

Григорий Зданович, эксперт Независимого общественного мониторинга:

Модель общественного контроля за выборами в Волгоградской области включает четыре базовых направления: наблюдение на местах, видеонаблюдение/видеофиксация, публичная экспертиза и мониторинг медиасферы.

К принципам работы экспертного сообщества НОМ относятся:

Оперативность – скорость реакции и вовлечённость – погружённость в контекст. Оперативность пресекает распространение в медиасреде, так как через подачу объективной информации создаёт «заведомость лжи».

Многоканальность – полный охват аудитории, целевых групп: ТВ, печатные СМИ, новостные сайты, соцсети, радио, лекции, круглые столы с трансляцией.

Доверие целевой аудитории – эксперты отвечают не только на электоральные вопросы, но и помогают жителям в решении конкретных жизненных вопросов, узнаваемы функционально.

Марина Ускова, эксперт независимого общественного мониторинга:

Очевидны позитивные тенденции – в обществе возникает иммунитет ко лжи и популизму, чему способствовала открытость и активная медийная позиция ЦИК, Избирательных комиссий в субъектах РФ, качественная и понятная нормативная база выборов, включая «Золотой стандарт», удобство трёхдневного голосования, снимающего избыточное напряжение на участках.

Однако возникают и новые угрозы.

Покинув России с началом СВО, актив протестного движения, в том числе экстремистки настроенный, получил возможность прямого зарубежного финансирования, что дает возможность использовать следующие методы и приемы:

— «штамповка» дипфейков, аудио, видео, «документов», «свидетельств очевидцев», подтверждающих «вбросы», «переписывание протоколов»;

— яркие стримы под девизом «шок-контент» с потоком информационных провокаций и фейков с формированием сетки влияния, ростом подписчиков.

Мы видим и активные попытки отдельных зарубежных политических сил вмешаться в российские выборы, делегитимизировать их («доклады» и «резолюции» структур, подобных Европарламенту, ОБСЕ, БДИПЧ, ПАСЕ) о заведомой возможности непризнания результатов голосования граждан России.

Такие угрозы эффективно парируются:

— подготовкой аналитических, прогнозных материалов и разъяснениями ситуации со стороны экспертного сообщества (предупрежден – вооружен);

—  участием независимых международных экспертов;

— массовым общественным наблюдением с практикоориентированным обучением общественных наблюдателей.

Никита Зуев, эксперт Независимого общественного мониторинга: выборы Президента России, безусловно, ключевое событие в общественно-политической жизни страны, определяющее перспективы развития на десятилетие.

Гарантией свободных, открытых выборов является соблюдение законности и прозрачности избирательных процедур, что обеспечивается в нашей стране общественным наблюдением.

Практика работы Общественной палаты, штаба, экспертов Независимого общественного мониторинга в Волгоградской области показала эффективность в профилактике нарушений и развенчании фейков таких методов и приемов, как: продвижение сайтов и страниц в социальных сетях для информирования и прямого диалога по актуальным вопросам; мониторинг соцсетей и медиаресурсов с реакцией на сообщения в целях их дальнейшей проверки, опровержения (подтверждения и устранения), работа с комментариями и поддержка своих постов; распространение опровержений фейков и проверенного контента в информационном поле с выкладыванием в социальные сети максимума объективной информации о текущей ситуации в регионе под соответствующими хештегами; общение экспертов с прессой с комментариями фейков и достоверными сообщениями о ситуации.

Антон Лукаш, член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт Независимого общественного мониторинга:

Общественное наблюдение в Российской Федерации — сформировавшийся правовой институт гражданского общества, и в сфере внимания общественного наблюдателя – мониторинг избирательного процесса на избирательных участках и голосования вне помещения для голосования, видеонаблюдение в центрах общественного наблюдения, непосредственное наблюдение на местах, широкий круг практических инструментов быстрого реагирования, позволяющих не только зафиксировать спорную ситуацию, но и оперативно определить ее правовой статус.

Система общественного контроля на выборах в России характеризуется широчайшим охватом: при проведении общественного контроля на выборах Президента России 2024 года во всех регионах России созданы штабы общественного наблюдения, координирующие действия общественных наблюдателей на территории субъекта РФ, в масштабах страны централизующую роль выполняет Координационный совет по общественному контролю за голосованием, созданный Общественной палатой РФ, активно работают эксперты Ассоциации «Независимый общественный мониторинг». В результате создана прозрачная для наблюдения среда, некомфортная для нарушителей и распространителей фейков.

Фото предоставлены А. Лукашем и М. Усковой

Обсуждения закрыты для данной страницы