Дом купца Грязева: история и особенности архитектуры купеческого особняка

В России не так много небольших городов с таким обилием памятников архитектуры, как в Дубовке. Благодаря тому, что наш город в годы войны был прифронтовым, в нём сохранилось большое количество образцов купеческой архитектуры конца XIX – начала XX веков.
Жилой дом купца Александра Мироновича Грязева, владельца крупного и первого в стране по технической оснащенности лесозавода, члена Посадской думы Дубовки, является интереснейшим архитектурным объектом города. Особняк 1888 года постройки располагается по ул. 30-летия Победы, 81 и довольно выгодно расположен: в центре города, рядом с торговой площадью и другими купеческими зданиями. Он не принадлежит к числу созданных заново, так как построен на месте старых построек.
До 1918 года дом принадлежал купцу.


В 20-е годы XX века с приходом новой власти в доме размещался местный исполком. В годы гражданской войны с балкона второго этажа выступал командарм Первой конной армии С.М. Буденный, о чем говорит мемориальная доска на стене здания.


В 30-х годах XX века в этом здании расположился Дубовский педагогический техникум, успевший выпустить до войны 9 выпусков молодых специалистов. Почти весь выпуск 1941 г. вместе с директором И.И. Гавриловым ушел на фронт, 52 выпускника училища погибли в боях. Одна из улиц Дубовки носит имя Героя Советского Союза Николая Санджирова, о котором рассказывает мемориальная доска на здании педучилища: «В этом здании в 1938-1941 гг. учился комсомолец, Герой Советского Союза Санджиров Николай Мартынович, погибший в боях за Родину».


В годы Великой Отечественной войны в доме располагался госпиталь. После войны двери педучилища вновь открылись для будущих преподавателей.
Стоит отметить, что изначально дом Грязева был большим двухэтажным особняком с электричеством, камином, балконами, он сочетал правильную архитектурную планировку с богатым внешним кирпичным декором в «русском стиле».
Затем в 30-е гг. руководством училища было принято решение расширить здание, так как двух этажей не хватало для проведения учебных занятий – негде было разместить учебные кабинеты. Будучи директором учреждения в то время, Любовь Павловна Литвякова добилась, чтобы училищу выделили средства на постройку третьего этажа, при его надстройке использовался кирпич разрушенной Воскресенской церкви. К 15 августа 1939 года третий этаж и внутренняя реконструкция особняка были закончены. Учебный 1939-1940-й год начался в новом здании.


Также первоначальный облик памятника изменился с появлением во дворе и с восточной стороны 1- и 2-этажных пристроек, был утрачен дворовой балкон. О характере предшествовавшей архитектуры жилого дома семейства Грязевых говорит сохранившаяся с восточной стороны производственная пристройка XIX века, выполненная в характерном для этого времени так называемом «русском стиле», когда возводились кирпичные, крупно декорированные строения с массивными стенами.
У купца было явно заметно стремление к новизне в архитектурном облике дома, его построили в традициях местного зодчества, но планировка его отличалась большей конкретностью. До наших дней сохранились расписной узорчатый потолок в комнатах дома, а в бывшей комнате хозяина – вмонтированный в стену сейф. В здание было проведено электричество. Усадьба была обнесена высоким забором, часть которого сохранилась и до наших дней. Во дворе находились также сделанные из камня хозяйственные постройки: прачечная, склады, пекарня, кухня, конюшни. В отдельном доме, кроме семьи Грязевых, жили конюх, кучер, пекарь, каретник. По праздникам пекли много угощений и раздавали бедным.
Примечательна комната дочери-любимицы купца Грязева – Риммы, умершей от туберкулеза. Она располагалась на втором этаже, была украшена лепными фигурками ангелов, в ней был камин и балкон. Комната долго оставалась нетронутой. А на воротах дома в память о той родительской печали сохранилось каменное изображение мертвой голубки, раскинувшей крылья.


В проектировании дома чувствуется участие профессионального архитектора, авторство которого, к сожалению, пока не установлено. Строили особняк местные опытные подрядчики и артели строителей.
В планировочной структуре крупного каменного здания сохраняется местная традиция использования двухэтажной каменной галереи входов. Так как парадный подъезд находился во внутреннем дворе, был создан сквозной проход и еще один вход со стороны улицы. Внутренняя планировка основной части здания дополняется двумя продольными капитальными стенами в 1-м этаже, одной – в лицевой части 2-го этажа с добавлением части капитальной стены по центру задней, подсобной части. В 1-м этаже введены дополнительные части поперечных капитальных стен, изолирующие кухню и отсеки кладовых и подсобных комнат. Идеально проработанный план и соблюдение пропорций его частей позволили четко сгруппировать выходящие на главную улицу парадные помещения, в средней части образовать глубокие холлы, которые создают удобную связь комнат и функциональных зон дома, а в задней, дворовой части объединить подсобные помещения. Рациональна и выверена в размерах система внутренних перегородок. Конструкции здания выполнены в кирпиче и дереве.
Восемь сдвоенных пилястр на фасаде особняка визуально разбивают его на части и являются его украшением, придавая фасаду легкость и стремление вверх. В архитектуре дома использован весь набор приемов и форм так называемого «русского стиля»: наличники окон в виде двух балясин, поддерживающих карнизы с фронтонами сложной формы, подкарнизная декорация из разных орнаментальных мотивов («петушиные гребешки», причелины), семантическое и композиционное акцентирование пилястр выложенными в кирпиче крестами. Орнаментальные мотивы 1-го и 2-го этажей различны, что подчеркивается иным фасадным ритмом осевого членения с помощью увеличенного в размере среднего окна в каждой группе из 3-х окон с обрамлением в виде стилизованной арки. Декор граненый, суховатый, стройный. Новое понимание и эстетизация кирпича способствуют зрительному и реальному облегчению стены, декор сохраняет идущий от традиций древнерусского искусства характер великолепного узорочья.
Силуэт всего здания эстетически осмыслен в масштабе визуального пространства и огромного размера Торговой площади с городским садом – отсюда венчание здания кирпичной балюстрадой, имитирующей крышу-террасу. Обогащают дом и богатые ворота с проездом во внутренний двор.
Интерьер сохранился значительными фрагментами. Следует отметить многостилье интерьеров. Кабинет владельца решен в хороших профессиональных приемах модерна. Архитектурное оформление других интерьеров приближено к классическим приемам. Сохранились кафельные печи, украшенные карнизами и майоликовыми рельефами.
Как мы видим, у этого дома своя особенная и неповторимая судьба и выраженные особенности планировочной и композиционно-пространственной структуры и конструкций. Его стены могут многое рассказать местным жителям об истории Дубовки, об особенностях купеческой архитектуры конца XIX – начала XX и жизненном укладе того времени.
Степан КОПЕНКИН

Обсуждения закрыты для данной страницы