В Общественной палате Волгоградской области обсудили итоговый доклад Ассоциации НОМ «Общественное наблюдение за выборами в Единый день голосования 2025»

13 и 14 сентября в регионе было проведено 25 избирательных кампаний по выборам глав сельских поселений и 26 кампаний по выборам депутатов представительных органов городских и сельских поселений.

Председатель Общественной палаты Волгоградской области Т.Н. Гензе, региональные эксперты Ассоциации НОМ А.И. Лукаш, С.А. Панкратов, Г.В. Зданович, представители штаба и регионального Избиркома обсудили тезисы доклада, поддержав, как актуальную и значимую позицию федеральных коллег, подчеркнув акценты на презентации доклада в МИА «Россия сегодня» 24 сентября.

Так, представляя заключение НОМ член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод сообщил: «Единый день голосования 2025 года подтвердил, что в России создана устойчивая инфраструктура общественного контроля за выборами. Благодаря профессионализации наблюдательского корпуса, отработанным процедурам наблюдения за всеми формами голосования, в том числе инновационными, сформирован необходимый задел для обеспечения высоких стандартов наблюдения за предстоящими выборами в Государственную думу РФ в 2026 году».

Федеральный координатор Ассоциации НОМ Алексей Песков: «Благодаря слаженной работе участников системы общественного наблюдения и внедрённым цифровым инструментам время реагирования на инциденты значительно сократилось: выявить проблему и решить её теперь можно в считанные минуты. На более 100 тыс. сообщений от наблюдателей, доля проблемных сигналов составила критически малое число — все они были нами проверены, каждой ситуации дана оценка».

Татьяна Гензе, председатель Общественной палаты Волгоградской области: «Проведение выборов в Единый день голосования 2025 года стало важным этапом в развитии избирательной системы России и нашего региона. Мы можем с уверенностью сказать, что выборы прошли в строгом соответствии с законодательством, а их результаты отражают реальную волю граждан.

Особую роль в обеспечении прозрачности и легитимности выборов сыграла система общественного наблюдения, которая продемонстрировала высокий уровень профессионализма и координации. Благодаря слаженной работе общественных штабов, мобильных экспертных групп, а также использованию современных цифровых инструментов, нам удалось обеспечить эффективный контроль на всех этапах голосования, включая дистанционное электронное голосование.

В Волгоградской области мы также увидели, как важны личная репутация кандидатов и прямая коммуникация с избирателями. Победа на выборах определялась не только партийной принадлежностью, но и доверием граждан к конкретным людям, их делам и ответственности.

Общественная палата региона стала ключевой площадкой для взаимодействия наблюдателей, избирательных комиссий и общественных организаций. Наш совместный с НОМ и Корпусом «За чистые выборы» труд позволил минимизировать нарушения и укрепить доверие к итогам голосования.

Впереди — новые задачи, включая подготовку к выборам в Государственную Думу в 2026 году. Мы поддерживаем рекомендации по расширению практики общественных штабов, развитию центров повышения квалификации наблюдателей и внедрению новых технологий, включая искусственный интеллект, в избирательный процесс.

Уверена, что наш опыт станет основой для дальнейшего повышения стандартов честности и открытости выборов в России».

Юлия Чернышкова, заместитель председателя Избиркома Волгоградской области: «В Единый день голосования-2025 замещались мандаты глав 26 сельских поселений и 185 депутатских мандатов. Избирателям предоставлен выбор различных форм голосования, обеспечено удобство и безопасность голосования. Выборы носили конкурентный характер, победителями стали самовыдвиженцы, а также кандидаты ЛДПР, ЕР, КПРФ, партий «Новые люди» и «Справедливая Россия – За правду», «Партии пенсионеров». Явка избирателей на выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области составила 36,69%, а в 28 поселениях участие в голосовании приняло более половины избирателей. Отмечу, что депутатами стали 5 участников СВО».

Антон Лукаш, эксперт Ассоциации НОМ, советник аппарата Ассоциации юристов России: «В стране в ходе голосования свою волю выразили около 26 млн. избирателей, избрав более 46 тыс. депутатов и выборных должностных лиц, в том числе прямым голосованием 20 высших должностных лиц субъектов РФ и новые составы законодательных органов 11 субъектов РФ. Контроль за ходом голосования осуществляли более 147 тыс. наблюдателей, направленных
политическими партиями, кандидатами и субъектами общественного контроля. Для подготовки наблюдателей использовалась единая экосистема обучения по методикам Общественной палаты России и Ассоциации НОМ при поддержке Фонда президентских грантов. В регионе работало мобильное приложение НОМ и телеграм-бот, наблюдатели использовали чек-листы и памятки, чаты для общения и обмена опытом».

Сергей Панкратов, эксперт Ассоциации НОМ, доктор политических наук, профессор Волгоградского государственного университета: «Выборы в регионе подтвердили тренд – в небольших населённых пунктах, где все друг друга знают, решающий вес имеет не партийная принадлежность, а личность кандидата — его жизненный путь, доверие, доброе имя и признание среди жителей. Люди голосуют не за политическую вывеску, а за известного человека, которому можно поручить конкретные заботы. Открытый диалог, понятное объяснение целей, внимание к конкретным запросам населения оказались самым действенным инструментом».

По итогам дискуссии эксперты поддержали рекомендации доклада Ассоциации НОМ, подчеркнув важность следующих положений:

Общественным палатам регионов как организаторам общественного наблюдения — поддерживать инициативы по созданию Центров избирательного права и иных центров профессиональной подготовки на площадках ведущих вузов регионов, организацию прохождения профильных курсов повышения квалификации членами общественных штабов и наблюдателями. Важно участие электоральных экспертов в работе центров.

Важно организовать широкое экспертное обсуждение практики применения технологий ИИ и нейросетей в избирательном процессе и, при необходимости, выработку консолидированной позиции о целесообразности правового регулирования их применения, в том числе при создании и распространении агитационных материалов.

Крайне желателен анализ практики пресечения случаев воспрепятствования деятельности избирательных комиссий в части правовых критериев, оценки действенности и эффективности существующих мер ответственности и механизмов их применения.

Эти, а также иные актуальные вопросы общественного контроля и наблюдения, развития инструментов коммуникации и работы наблюдателей, повышения их профессиональных компетенций станут предметом обсуждения на предстоящем в конце 2025 года Конгрессе наблюдателей, организуемом с участием Ассоциации НОМ.

Источник: https://vk.com/wall646979599_1729