Сержант А.Н. Чесноков

В фондах Дубовского районного историко-мемориального и художественного музейного комплекса хранится дневник сержанта Александра Никифоровича Чеснокова, с которым он прошёл всю войну. Эти живые строки – документальные свидетели его боевого пути, гулкое эхо издалека, голос, который отзывается в наших сердцах…
Я листаю «Путевые заметки» (а именно так их сам и определял Александр Никифорович), вчитываюсь в пожелтевшие строки, короткие, но такие пронзительные, заставляющие моё сердце биться чаще. В них – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца и вера в Победу.
До войны Александр Никифорович Чесноков окончил Волгоградский педагогический институт, был преподавателем нашего колледжа, вёл русский язык и литературу. Я стала изучать материалы архива колледжа, расспрашивала работников музея и все пыталась понять, ЧТО меня тянуло к выцветшим строкам дневника, ЧТО я пыталась там найти…
Осенью 1942-го молодой педагог был призван в ряды Красной Армии, в Сталинграде был сапёром. А потом – долгий путь до Берлина.
Александр Никифорович, командир взвода, под пулями врага, по пояс в ледяной воде вместе со своими бойцами возводил мосты и переправы, чем обеспечивал успешное продвижение наших войск. Широкая образованность, убеждённость в победе Красной Армии не остались незамеченными командованием, и его переводят на должность замполита по партийной работе. К сожалению, не все воины были такими же мужественными и преданными родной земле. Были и панические настроения: солдаты, испугавшись мощи фашистов, нередко бежали с поля боя, предавая своих товарищей. А потому роль политработников на войне трудно переоценить. Поддерживать боевой дух солдат, не допустить оставление позиций без приказа командира – вот их задача.
А ещё у них было одно право – быть всегда и во всём впереди, быть примером мужественности и отваги. И с этой задачей молодой учитель, воспитанный на лучших произведениях русской классики, справлялся успешно, за что был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда» и многими другими.
Филолог по призванию, Александр обладал лёгким слогом и особой манерой письма, трогающей душу и сокровенные уголки сердца. Не бросил он писать и на войне.
«… Двадцать третьего августа мы были в Сталинграде. Красивый наш город. Гордость народа. Женщины шли на базар с корзинами. Празднично одетые ребятишки играли в садиках в тени, на скамейках сидели старики и дети. В городе военных было мало, они были на передовой, собственной жизнью защищали детей.
Город решили варвары разрушить. Воскресенье. День отдыха. Сотни жителей с утра вышли на улицы. Фашисты сеяли смерть в городе. Все жилые кварталы города горели, горели институты, театры, детские сады, парки – всё было объято пламенем.
Старик, лет семидесяти, нёс двоих внучат: головка мальчика неподвижно лежала на окровавленной груди старика, шестилетняя девочка испуганно схватила деда за шею.
… А над крышами города всё плыли и плыли фашистские каракатицы-самолёты…
– Что вы делаете, изверги человеческого рода? Господи, накажи ты этих антихристов, – не говорил, а кричал седовласый старик. Девочка на руках плотно прижималась к дедушке.
Антихристы сеяли смерть жителям города.
– На пароходе, – продолжал рассказывать красноармеец, – эвакуировали детский сад из города. Мессершмидты спускались так низко, что ясно видели пёстрые костюмы детей.
Одна из бомб попала в рулевое управление. Пароход загорелся и стал тонуть. Поднялась паника: няни с детьми не знали, куда деваться, дети прыгали в воду и … тонули.
С противоположного берега понтонеры спешили на помощь детям на понтонах, лодках, челноках, брёвнах. Я тоже в лодку поместил десять маленьких с бледными личиками.
С борта парохода в руках с грудным ребёнком прыгнула женщина. Плывя на спине, она держала на руках ребёнка, как цветок, спасая от пламени. Мессершмидт на бреющем полёте стал обстреливать свою жертву.
– Милая, дорогая, ещё немного и отдохнёшь, – кричал я ей, спеша на помощь. И когда плывущей матери протянул руку, «крестоносец» нажал гашетку, и мать беспомощно опустила руки. На месте плывущих вода стала красной…».
Понтонер закончил рассказ. В землянке было так тихо, что было слышно тикание чьих-то карманных часов…».
«О красноармейце Кузнецове», А.Н. Чесноков, август 1943 года
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. завершилась полной победой над заклятым врагом. Наступил долгожданный мир. Миллионы людей в День Победы целовались от счастья и радости. Эту радость и счастье переживал со всеми и сержант Чесноков. Он стал участником победного парада на Красной площади 9 мая 1945 года.
После демобилизации в декабре 1945-го Александр Никифорович вернулся к любимой работе, начал учительствовать в станице Верхне-Курмоярской Котельниковского района, где проработал до 1948 года. Потом переехал в Дубовку. Десять лет работал директором средней школы им. С.М. Кирова, девять лет директором школы-интерната и шесть лет преподавателем литературы и русского языка в педагогическом училище.
На его занятиях всегда было интересно. Влюблённый в литературу, он стремился приобщить к художественной книге и своих воспитанников. Студенты уважали его за ум, эрудицию. Он нестандартно мыслил, поэтому с ним всегда было интересно. Его уроки – это рассуждения о смысле жизни, о своём месте в ней. Каждый урок – дискуссия, где преподаватель и студенты на равных.
Один из воспитанников Александра Никифоровича Геннадий Говоров в своей книге «Аттестат зрелости» вспоминает: «Нашими учителями были и женщины – жёны местных начальников. Как специалисты, они были слабые, но их надо было устраивать на лёгкую работу. Учителей-мужчин в то послевоенное время на всю среднюю школу было только трое: Чесноков А.Н., Мошков И.Н. и Соин Ф.А.
Александр Никифорович Чесноков, директор школы, был учителем литературы. Он недавно пришёл с фронта, в нём ещё чувствовалась военная косточка, всегда был опрятно одет, чисто выбрит, подтянут. Роста невысокого, сухощав – жилы да мышцы, живой, подвижный и добрейшей души человек. С нами, его учениками, разговаривал всегда, как со взрослыми, ему можно было задавать любые вопросы, возражать, и он никогда не обижался. На его уроках литературы наши с ним разговоры, порой, уходили далеко от темы урока, частенько мы разбирали какую-нибудь конкретную жизненную ситуацию, а он терпеливо выслушивал наше мнение, а затем говорил и сам, как бы он поступил».
В памяти коллег Александр Никифорович остался человеком большой души. Необыкновенно терпеливый, интеллигентный, он учил молодых жить по совести. Он видел в студентах, прежде всего, личность. Его отличали внутренняя культура, требовательность и одновременно душевность по отношению к другим. Прекрасный словесник, грамотный специалист, он делился опытом с коллегами. Ответственно относившийся к делу, Александр Никифорович настойчиво и упорно добивался поставленной цели. Это был широко образованный человек, разносторонне развитый, авторитет его был основан на прекрасных душевных качествах и знаниях, на сопричастности ко всему, чем жили его ученики. Целью его жизни было воспитать студентов порядочными людьми.
За заслуги в области образования в 1956 году ему было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Уже будучи на пенсии, работал на общественных началах председателем Президиума Районного Совета Общественности.
Своей жизнью он показывает нам, молодым, каким должен быть настоящий мужчина и учитель.
У Бориса Полевого есть книга «Повесть о настоящем человеке». Так бы я назвала и книгу о жизни А.Н. Чеснокова. Не рвение к власти, а абсолютно бескорыстное служение Родине, людям – вот было кредо его жизни, его главная отличительная черта.
Старая бумага дневника упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти лет назад. И чернила давно поблекли. А строки упрямо твердят: эту боль никогда не забыть, летопись огненных лет навсегда выжжена в наших сердцах. ЧТО я искала в пожелтевших страничках? Себя, свою Совесть и Память, что, как сила, нужна моему поколению.
А.Н. Чесноков умер 8 февраля 1995 года.
Александр Никифорович, спасибо Вам за Победу! Спасибо за Сталинград, за подаренную возможность жить! Мы помним Вас!
Владлена МЕНЬШИХ,
студентка 4-го курса,
член актива музея истории
Дубовского педагогического колледжа

Путевые заметки А.Н. Чеснокова

Экспозиция Дубовского музея, посвященная А.Н. Чеснокову

Обсуждения закрыты для данной страницы