Откуда же «прилетают» жаворонки, которые пекутся 22 марта

С 11 марта по 28 апреля у Православных верующих идет Великий пост – подготовка к Светлому Христову воскресению.

Каждая неделя поста носит свое название и имеет свою особенность. В мое детство бабушки не ходили в храм, да и не было его у нас в селе, но именно в это время дома готовилась необычная, простая, но очень вкусная выпечка. Для каждой недели предназначалось свое угощение – крестики, лесенки и жаворонки. Заходишь к прабабушке в низенькую кухню, светлую и такую уютную и уже сразу, еще не видя, понимаешь – пекутся жаворонки.

Бабушка Маня натруженными руками, которые словно перетянуты узловатыми венами, рассаживает ровными рядочками на круглую чугунную сковороду птичек – пухленьких,  с ровными крылышками, остренькими носиками и черными глазками из изюма.

Жаворонки  пекутся. Жаворонки прилетели – весну на крыльях принесли. Радуюсь, улыбаюсь и ближе, ближе подхожу к пышущей печке, что занимает пол-кухни. Радость-то какая, жаворонки!

Оказывается, это  выпечка не случайна. На пятой неделе Великого поста в каждом доме пеклись 40 птичек, в знак памяти 40 Севастийских мучеников – Святых Православной церкви.

Очень аппетитно и трогательно описывает  Иван Шмелев в книге «Лето Господне» исконно-русскую выпечку во время Великого поста:

«Пост уже на исходе, идет весна. Прошумели скворцы над садом, — слыхал их кучер, — а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвостика».

Но пекли,  оказывается не только жаворонков, но и «лесенки»,  и «крестики». Что же это такое? Перечитывая Шмелева, находим такие нежные, даже ароматные строчки:

«В субботу третьей недели Великого Поста у нас выпекаются «кресты»: подходит «Крестопоклонная!  «Кресты»– особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки «креста» – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито.

 «Кресты» делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает – «а это гвоздики, как прибивали Христа мучители злодеи… сюда гвоздик, и сюда гвоздик, и…» – и вминает веселые малинки. На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие «кресты», будто они из лапки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали!

   И еще наставлял Горкин:

   – Вкушай крестик и думай себе – «Крестопоклонная», мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».

Четвёртая  неделя поста несет с собой праздник Иоанна Лествичника. И  в этот день по традиции печется   печенье «Лестницы» или, как говорили наши прабабушки – «лествицы». Чаще всего печенье формировали из двух жгутов, соединенных между собой перекладинами.

В отличие от «жаворонков» и «крестиков», «лестницы» не оставляли себе: часть отдавалась в храм для причта, а остальное предписывалось раздать близким, угостить, порадовать.

Вот такие съедобные традиции были в чести в домах наших прабабушек, может и нам стоит их возродить?

Иляна СТАВИЦКАЯ

Фото из личного архива и сети интернет.

Обсуждения закрыты для данной страницы