Наделенных магическими способностями женщин в народе называют ведьмами. Если верить многочисленным объявлениям в интернете, загадочные обладательницы тайных знаний и способностей живут среди нас и по сей день. Исследователь фольклора из Волгограда Сергей Пальгов один из немногих, кто знает о ведьмах почти все.

С темой, которая до сих пор является для многих табу из-за своей «ненаучности», профессор Волгоградской консерватории имени Павла Серебрякова столкнулся в своих этнографических экспедициях. Записывая старинные песни в селах Волгоградской и Ростовской областей, Сергей Пальгов к полной для себя неожиданности познакомился с фольклором совсем иного рода.

Сергей Пальгов записал немало историй о нечисти в селах Волгоградской области

К слову, в существовании ведьм и их злокозненности не сомневалось большинство опрошенных этнографом сельских старожилов. И это при том, что исследователь собирал материал совсем недавно. Можно сказать, в наши дни – с 1995 по 2012 год.

– По их рассказам, если человек решался сразиться с ведьмой, то он ни в коем случае не должен был с ней разговаривать, иначе терял силу, – рассказывает Пальгов. – Бить ведьму по телу бесполезно – во время схватки ее душа уходила в тень. Именно по этой тени и надо бить. А еще ведьму можно приковать к месту, если вбить в ее тень гвоздь.

«Перепрокинулась через дырочку и побегла собакой…»

Немалое количество рассказов, которые услышал собиратель фольклора от сельских жителей, было посвящено теме оборотничества. Селяне убеждены, что ведьмы умеют превращаться в свиней и других животных. Пальгов записал рассказ старушки, которая в детском возрасте стала свидетелем превращения своей мачехи в собаку.

– Я на печи лежала, как будто сплю, а она с постели встала, достала сундучок, растворила его и достает ножи, – зачитывает Пальгов расшифровку диктофонной записи. – Прям вот широкие ножи с деревянной ручкой, и берет этот ножик, и вот так прислоняет к косяку. Он держится. Второй, третий, четвертый – штук двенадцать ножей поставила так, и осталась вот такая вот дырочка между этих ножей. Она на табуретку, головой перпрокинулась в эту дырочку и побегла собакой. Во я что видала! Эти ножи, все равно как кто их собирал, поклались вот рядышком и лежат. Я тогда закрылась и спать. А утром встала, она уж ходит (по избе в человеческом виде. – Прим. ред.).

Ведьмы не только превращались в животных, но и насылали порчу на скот и людей. Чтобы сберечь своих кормильцев-животных от магического воздействия, проживающие на берегах Волги селяне совершали особый ритуал.

Во дворе вбивали пять осиновых колов. Два из них вбивали на базах, третий – у калитки, четвертый – у ворот, пятый – посередине двора. По убеждению крестьян, после этого колдовство, вместо того чтобы поразить корову, будет уходить в землю.

– Самыми частыми были рассказы о том, как ведьмы и ведьмаки доят чужих коров, – говорит Пальгов. – Сразу несколько свидетелей рассказали о случае, когда деревенская телега застряла вдалеке от стада. И вдруг возница предложил своим пассажирам попить свежего молока. Взял ведро и стал доить воздух. А ведро на глазах наполнялось молоком!

С помощью особых заклинаний ведьмы хранили ворованное молоко в нишах погребов. Понятно, что к своим хозяевам измученные и взмыленные от страха коровы возвращались уже «пустые».

Как найти и наказать ведьму

Если уж случилось несчастье, не уберегли корову – пропало у нее молоко, хозяйка на заре к трем колодцам шла. Да непременно чтоб молча, да не оглядываясь.

– Набрав воды в этих колодцах, селянка возвращалась домой, – поясняет Пальгов. – Дома цедила воду через дощечку с выбитым сучком. Такой водой надо корову побрызгать. А потом смазать вымя коровы кислым молоком или глиной с отрубями.

Это молоко нужно было вылить в ручей, но не сразу, а постепенно, тремя порциями. Затем выловить из воды, вылить на сковородку и поджарить. Тогда должна прибежать ведьма, что наслала порчу. Она станет стучать в дверь и в окно, проситься в гости, но пускать ее не надо.

Байки о домовых

Профессору консерватории имени Павла Серебрякова довелось услышать от селян немало историй и о домовых. Рассказчики были убеждены, что у бедных людей домовой безволосый, а у богатых – весь покрытый жестким длинным волосом. Если хозяину дома предстояла какая-то сделка или покупка, он должен был посоветоваться с домовым – выгодна ли она или способствует разорению?

– Нужно прийти домой и, не зажигая свет, затопить печь, – рассказывает Пальгов. – Если внимательно смотреть на огонь, то увидишь, как волосатый и безволосый борются между собой. Победит волосатый – богатым будешь.

Считалось, что домовой должен присутствовать в каждом доме. Если строили новое жилое здание, то непременно приглашали домового. Переезжая в новый дом, собирали мусор в совок и высыпали его в новой избе. С той же целью – перевезти на новое место жительства хранителя дома.

Обижать колдуна себе дороже

Особой темой сельских быличек был «свадебный колдун». Если в селе был человек, обладающий колдовским даром, его обязательно приглашали на свадьбу и сажали на почетное место. Давали первую рюмку и первый кусок хлеба. И это делалось не только для того, чтобы он не наслал порчу на жениха и невесту. Его присутствие имело своеобразную охранительную функцию. Если колдун подует на стол, то враждебно настроенные к молодым гости разбегались.

– Нежелание пригласить на свадебное торжество местного ведуна могло привести к определенным последствиям, – говорит Пальгов. –Вот приведу одну из записей: «Были случаи, значить, не пригласили его: «На черта он нужен. Прям обойтись без него». Только каравай стали подносить, как у жениха и невесты животы посхватило. Или вот до двора доезжаеть жених с невестой, с венчания едуть, лошади встали – и ни с места!»

По записанным Пальговым свидетельствам, колдуны и ведьмы, как правило, умирают мучительной смертью. Особенно она была долгой и болезненной, если обладатели тайных знаний не передали никому свой дар. В этом случае ни в коем случае нельзя входить с ними в контакт.

– Меня как-то пригласили к одной старушке, ведунье , – рассказывает Пальгов. – Она лежала уже при смерти. И руки ко мне протягивает. Хорошо, селяне предостерегли, чтобы ни в коем случае не отвечал на рукопожатие.

Надо отметить, что «белые» ведьмы в селах никогда не брали денег. Можно было только отблагодарить их провизией и подарками, кроме золота и серебра. Но, по наблюдениям Пальгова, в городах ведьмы и колдуны по каким-то причинам так и не прижились. А в деревнях людей, обладающих необычными способностями, становится все меньше.

Верить или не верить?

Как относиться к подобным рассказам, личное дело каждого. Но психолог Людмила Словеснова советует не отметать непознанное с порога лишь по той причине, что оно кажется нелепым вымыслом.

– Я очень уважительно отношусь к обрядам, – признается эксперт. – У нас их мало сохранилось. По сути, остался лишь обряд прощания с ушедшими, где все правила неукоснительно соблюдаются. А свадьбы стали похожи на обычные вечеринки. И то, что по обряду перед свадьбой молодым нужно посетить болящих родственников и получить благословение от родителей, многие забывают.

По мнению психолога, многие обряды несут в себе скрытый от понимания современного человека смысл. Но отношение науки и общественного мнения ко многим вещам постепенно меняется. К примеру, душевное состояние человека еще совсем недавно считалось чем-то эфемерным и умозрительным, а сейчас этим явлением всерьез заинтересовалась медицина. То же самое можно сказать и о воздействии людей с сильной энергетикой на более энергетически слабых или тех, кто находится в ослабленном и подавленном состоянии. Сегодня это уже нельзя отрицать как факт.

Надежда Магнитская. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Надежда Магнитская.

 

Обсуждения закрыты для данной страницы