12 апреля  наша страна отмечает День авиации и космонавтики – памятную дату, посвящённую первому полёту человека в космос. Все мы помним, что в этот день в 1961 году Юрий Гагарин совершил полёт в космос. Это особенный день также для тех, кто трудился и продолжает трудиться сегодня в космической и авиационной отраслях. Казалось бы, какое отношение к нему имеем мы, дубовчане? Но, согласно архивным документам, представленным в книге «Посад Дубовка – купеческая столица Нижнего Поволжья» И.Н. Плехановой, наш город и его жители тоже имеют к этой дате отношение. Потому как в далёкие годы Гражданской войны непродолжительное время на его территории располагался действующий аэродром.

С января 1919 года авиация Великобритании оказывала активную поддержку Белым армиям на Каспии и в Нижнем Поволжье. 30 июня генерал Врангель занял Царицын. С этого времени англичане производили боевые вылеты с аэродрома Бекетовка, в том числе и на север до Камышина. Дубовка и окрестности попадали в зону полётов. Противодействия английским бомбардировщикам до середины августа оказывать было некому.

Реввоенсовет республики предписал начавиадарму Сергееву в кратчайший срок создать специальную авиагруппу особого назначения и немедленно использовать её против конницы Мамонтова. Так в Дубовке 28 августа появился аэродром. В срочном порядке в Дубовку на буксире «Иматра», тянувшему баржу с четырьмя самолётами, прибыл командный и технический состав 7-го авиаотряда (самолёты «Фарсаль» и «Ньюпор»)». На них военные лётчики А.К. Туманский, Андрюшин, Жеребцов, Полинов совершали боевые вылеты, противодействуя английским бомбардировщикам.

В это же время к Дубовке подошли суда Волжско-Камской флотилии, в состав которой входил Волжский воздушный дивизион под командованием Б.Г. Чухновского, а также баржа «Коммуна» для самолётов и ещё одна баржа, служившая плавбазой для истребительного авиаотряда. На вооружении дивизиона находился гидросамолёт «М-9». Он был создан и произведён в России, его называли летающей лодкой. Одним из лётчиков был Евгений Петкевич, позднее награждённый орденом Красного Знамени.

Всего в августе-сентябре 1919 года морские лётчики Волжского воздушного дивизиона флотилии совершили 21 разведывательный полёт, 5 ночных налётов на Царицын и Сарепту, и один перелёт из северного отряда флотилии в южный отряд.

В сентябре 1919 года для пополнения авиапарка и для защиты Волжской флотилии в Дубовку было послано сводное боевое отделение авиации 10-й армии в составе 4-го и 2-го истребительных отрядов, 7-го и 40-го разведывательных отрядов под общим командованием военлёта Фёдорова. На смену гидропланам прибыло 9 боевых самолётов. В результате наступления белых частей в октябре этого же года оставшиеся самолёты перебазировались в тыл, в село Водяное. Так закончилась «эра авиации» в дубовском посаде.

На дубовских мальчишек фанерные самолёты произвели неизгладимое впечатление. Некоторые из них впоследствии стали лётчиками.

Пётр Павлович Артюхин родился в 1904 году в г. Дубовке, Сталинградской области. Имел звание старшего лейтенанта, был командиром 2-й эскадрильи 200-го дальнебомбардировочного авиационного полка ВВС РККА. Участник боёв на Халхин-Голе с японцами. В 1939 году награждён орденом Красной Звезды.

Виктор Васильевич Зюзин (1907-1938) служил в Красной Армии с 1929 года. Окончил военную авиационную школу лётчиков. В звании лейтенанта командовал звеном в 56-й истребительной авиационной бригаде Киевского военного округа. Был пилотом истребителя «И-16». Во время национально-освободительной войны в Испании совершил 47 боевых вылетов, участвовал в 21 воздушном бою. 23 сентября 1938 года в составе группы участвовал в большом воздушном бою в районе реки Эбро. Из боя не вернулся. Предположительно, был сбит итальянскими истребителями «Фиат-32». Место падения самолёта и останки лётчика не найдены.

Александр Дмитриевич Кузьмин в начале 1930-х годов — заместитель начальника Вольской объединённой школы лётчиков и авиатехников (в 1931 году была реорганизована и стала именоваться 2-й военной школой авиационных техников).

Пётр Трифонович Смирнов (1912-1942) служил в 25 Гвардейском бомбардировочном авиационном Орловском полку дальнего действия. Участвовал в боях на Сталинградском направлении и в боях за Москву. С 28 на 29 октября 1942 года при катастрофе самолёта погиб и захоронен на кладбище в г. Раменское, Московской области. Был награждён медалью «За оборону Москвы».

Владимир Яковлевич Шпилевой (1911- 21.08. 1942) родился в Дубовке. Последнее место службы — Юго-Восточный фронт, 8-я Воздушная армия. Лейтенант, командир звена 621 штурмового авиационного полка.

Вот такую, совсем необычную страничку истории Дубовского посада открыла нам в своей книге И.Н. Плеханова. Возможно, для кого-то это не станет особой новостью. А вот кто-то будет приятно удивлён, и в лицах на фото узнает своих знакомых или дальних родственников.

Александра ДАВЫДОВА

 

Обсуждения закрыты для данной страницы