Успешный директор – успешная школа!

С чего начинается школа? Вы не ошибетесь, если скажете, что любая школа начинается с директора! Имя Галины Федоровны Крюковой, которая руководит Устьпогожинской средней школой, известно в сфере образования Дубовского района. Придя в школу в 1979-ом году, и до сегодняшнего дня она с ней не расставалась.

Об этой удивительной и обаятельной женщине-руководителе я слышала много добрых отзывов. После общения с ней я еще долго находилась под впечатлением, размышляя о том, что не место красит человека, а человек место. Во всем облике Галины Федоровны царили спокойствие и деловитость. Она хороший психолог и педагог, человек высокой морали, сильная и творческая личность, человек, постоянно развивающийся и совершенствующийся, предъявляющий к себе жесткие требования. Только такой человек имеет право управлять людьми, образовательным процессом, может добиваться желаемых результатов. Набор этих качеств делают директора успешным. А если директор успешный, то обязательно успешным будет и его учебное учреждение. Наша беседа началась с вопроса о том, как Галина Федоровна пришла в профессию:

Я не местная, родилась в Свердловской области, — начала рассказ о себе Галина Федоровна, — моя мама была военной, и там, где мы жили, она несла воинскую службу. После того как воинскую часть расформировали, ее направили в Камышинский район, село Дворянское. Мне тогда было 6 лет. Мама была прапорщиком, имела много наград, ее портрет висел в музее обороны г. Москвы. Папа ушел на пенсию из Котовской нефтяной компании. Детей в нашей семье было трое: я, брат Владимир и сестра Ирина. Мы росли в доброй и дружной семье. Детство было счастливым и беззаботным. Учась в Дворянской школе, я услышала о Дубовском педагогическом училище и у меня зародилась мысль однозначно поступать туда.

В 1975-ом году, после восьмилетки, я туда поступила и после окончания в 1979-ом году была направлена на работу учителем начальных классов в малокомплектную школу хутора Сухов-1 Михайловского района. Затем поступила в пединститут на естественно-географический факультет. Так начиналась моя педагогическая деятельность.

Как и у многих преподавателей, на выбор профессии повлиял образ учительницы начальных классов Александры Ивановны Тимошенко. Она вспомнила, как боготворила его. Точно так же, как и образ преподавателя математики педучилища Валентины Ильиничны Слеповой. Галина Федоровна с большой теплотой вспомнила Александру Ивановну во время проверки тетрадей за столом в классе, как ученики тесным кругом облепляли ее так, что места рядом не было, каждому хотелось к ней прикоснуться. Эти два преподавателя, их манера общения с детьми, проведение урока, умение сплотить, избегать конфликтные ситуации стали для ее последующей преподавательской деятельности примером для подражания. И когда возникали трудные ситуации, она мысленно себя вопрошала: а как бы поступили они? И сама себе отвечала: «А вот они бы так не сделали, и я так не сделаю».

И я когда чувствую, что эмоции пришли, то останавливаю себя и вспоминаю Валентину Ильиничну. Я не помню, чтобы она повысила голос, вышла из себя или отчитала, всегда была спокойна. Только хорошие моменты в памяти. И это было не только по отношению ко мне, но и ко всем ученикам. Очень мудрый преподаватель с правильным ходом мыслей. Она нам всегда напоминала, что за качеством знаний мы должны видеть человека, не унижать его достоинство. Да и другие преподаватели педучилища нас учили такту и корректности в поведении, они нам говорили, что ваших высоких нот в голосе надолго может не хватить.

Как же все-таки получилось, что Вас назначили директором школы?

— До того, как переехать в Усть-Погожье, мы проживали в Михайловском районе, в хуторе Сухов-1, куда я была направлена на работу после училища. Там я преподавала в малокомплектной школе в начальных классах. Там же встретились с мужем, и эта встреча оказалась судьбой на много-много лет. Он работал зоотехником на откормочной площадке совхоза после окончания Дубовского зооветеринарного техникума.

В январе 1990 года мы с мужем по обоюдному согласию оказались в Дубовском районе. Директор совхоза назначил его главным зоотехником, а мне бывшая заведующая Л.И. Жадаева предложила работу организатором в совхозной школе. Потом я ушла в декретный отпуск. У нас родился второй ребенок — дочь Анастасия. Когда вышла из отпуска, в 1995 году заведующая районо предложила перейти на должность директора школы. Первое время я еще преподавала природоведение и биологию. Но потом работа директором стала захватывать «в плен», и на преподавательскую деятельность совсем не оставалось времени. Звонок прозвенел, будь добра, ты должна 45 минут работать в классе с детьми. А к занятиям надо еще найти время подготовиться. Это несовместимо и тяжело.

Галина Федоровна с благодарностью отзывается о своих заместителях, которые полностью контролируют образовательный процесс, она им доверяет точно так же, как и преподавательскому составу, у которых главная цель – повышение качества знаний.

— В нашей школе сложился профессиональный преподавательский состав. Он состоит из 16 опытных и грамотных педагогов и 4 воспитателей детского сада, который не так давно присоединили к образовательному учреждению. В основном это преподаватели с высшим образованием. Есть молодые кадры после Дубовского педучилища. Это преподаватель начальных классов и учитель физкультуры. Мы пополняем кадры. У большинства из них есть солидный стаж, педагогическая выслуга, их опыт почетен и уважаем в коллективе. Помимо предметных знаний, каждый учитель прилагает много усилий к тому, чтобы привить учащимся уважение, доброжелательность. Эти принципы святы для нас. И процесс идет положительный, когда родители поддерживают наше мнение и авторитет учителя.

Мы в школе даем определенные знания и воспитание. Но все-таки основное воспитание ребенок получает в семье. Сейчас школа стоит на рубеже сохранения главных ценностей — морально-нравственных качеств человека. И наши сельские дети отличаются в этом от городских тем, что они больше времени заняты трудом, помогают своим родителям, у них нет столько времени сидеть в гаджетах. В сельских семьях сохраняются традиции, и это радует. Дети проявляют уважение к старшим. А это все дисциплинирует. Есть, конечно, и сложные семьи, и сложные дети. Но их не так много.

Галина Федоровна не только хороший руководитель, но и замечательная хозяйка. Они с мужем воспитали прекрасных детей. Сын Евгений трудится в Дубовской пожарной части, дочь Анастасия – стоматологом в одной из волгоградских клиник. Они с мужем ждут не дождутся продолжения своего рода – внуков. Семья дает Галине Федоровне вдохновение на каждодневный труд. Она у неё надежная и понимающая, всегда окажет поддержку, и тогда все складывается хорошо.

— Я могу уезжать в Волгоград или в Дубовку. По 12 часов не появляться дома. Но в это время не беспокоюсь за домашнее хозяйство, уверена в том, что муж самостоятельно управится со всеми делами и даже приготовит семейный ужин. Благо, что в школе есть свой транспорт. И если предстоят поездки, то это облегчает задачу. У нас 2 штатные единицы — ГАЗель и ПАЗ. На автобусе на 21 посадочное место осуществляем подвоз 36-ти детей из х. Семеновка. Водитель автобуса выполняет 2 рейса. Одну группу отвозим, потом едем за второй. Когда-то у нас у первых появился в школе автобус КВЗ.

На мой вопрос, бывает ли директор в отпуске, Галина Федоровна ответила, что редко, потому что все время приходится решать организационные вопросы. Казалось бы, закончился учебный год и можно отдохнуть, но настало время подводить итоги прошедшего года, провести выпускные экзамены, выдачу аттестатов и выпускные вечера. И тут же надо приступать к разработке плана подготовки школы к новому учебному году, планировать перспективы. Много времени уходит и на составление учебно-воспитательного плана.

Галине Федоровне, как директору школы, приходится заниматься и такими учащимися, которые нарушают дисциплину в учебном заведении. В нужный момент она находит для них те слова, которые не обидят, а заставят задуматься над своим поведением самого отъявленного нарушителя школьной дисциплины. Она не жалеет похвал для тех, кто этого заслуживает. Поддержит того, кто в этом нуждается. В любом случае, изначально разберется в сложившейся ситуации, а уже потом принимает решение. Она не любит рутины и застоя, приветствует и поддерживает сотрудников с творческим подходом в работе.

Ее уверенность в успехе заряжает коллег оптимизмом, заставляет поверить в свои силы. Прекрасные организаторские способности помогают ей увлечь коллектив общим делом, поддержать творчески работающих учителей и одаренных детей, уделять внимание к военно-патриотическому воспитанию — это тоже заслуга директора. А ведь есть еще каждодневная забота об обеспечении образовательного процесса. Ее радует, что школа принимала участие в инициативном бюджетировании и выиграла два проекта. Это компьютерный класс будущего, который будет укомплектован к 1 сентября нынешнего года и «Теплый дом – уютно в нем». В рамках освоения проектов планируется полная замена отопления в школе, строительство скважины для обеспечения питьевой водой, что в условиях постоянной нехватки средств – задача не из легких. Также при поддержке партии «Единая Россия» произвели замену окон и перекрытие крыши на учебном здании, строительство площадки для проведения торжественных мероприятий. Да мало ли забот у директора, который из года в год начинает свой день в школе без выходных и отпусков. Да, она может быть требовательной. Но только по делу. И эти требования, в первую очередь, она предъявляет к себе. И без этого нельзя ни одному руководителю. Важно не быть равнодушным к своей работе. Душой болеть за все на свете, во все вникать. Такой настрой чувствуют и дети, и родители, и учителя. Где же взять силы для каждодневного вдохновения? Она находит их в самой себе, в сознании необходимости своего дела.

А вот о своих достижениях как руководителя, Галина Федоровна говорит неохотно. Самыми главными достижениями школы считает своих выпускников, которые поступают в высшие и средне-специальные учебные заведения и продолжают свою профессиональную деятельность востребованными специалистами.

Помимо своей профессиональной деятельности, Галина Федоровна принимает активное участие в общественной. Более 15 лет возглавляет избирательную комиссию участка 1423. Эта миссия требует не только дополнительного времени, но и определенных знаний. Самой первой в селе вступила в партию «Единая Россия» и является ее активным членом. Считает, что если какое-то задание поручает ей партия, то оно политически обоснованно и требует неукоснительного исполнения. За многолетний добросовестный труд в сфере образования награждена многочисленными благодарственными письмами и почетными грамотами, удостоена звания «Почетный работник просвещения».

27 лет руководства школой — это не просто период в жизни, а огромный путь, полный взлетов и падений, радостей и горестей, побед и неудач. Но что эти годы значат для руководителя? Можно сказать, что школа для нашей героини — это ее жизнь. Призвание и радость с самого начала. Она проявила мастерство и лучшие организаторские качества администратора. Она не боится трудностей, ответственности, стремится к осуществлению перспективных начинаний, при этом старается, чтобы сохранялись лучшие традиции школы. От всей души хочется пожелать Галине Федоровне не останавливаться на достигнутых результатах и продолжать служение школе, которая поистине стала для нее родной.

Александра ДАВЫДОВА

 

 

Обсуждения закрыты для данной страницы