Сеет разумное, доброе, вечное…

В жизни каждого человека есть люди, которые оказывают заметное, подчас решающее влияние на формирование его профессиональных качеств, характера, мировоззрения. И особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий принести любовь, доброту, глубокие знания ученикам, педагогическое мастерство коллегам.

Вот уже тридцать лет работает учителем истории и обществознания в средней школе №1 внимательная и обаятельная женщина, прекрасной души человек Светлана Александровна Позняк. У нее есть все, что должно быть присуще настоящему педагогу: душевная теплота, внешняя красота, ум, чуткость, терпение, неиссякаемая жизненная энергия и стремление к совершенству. Ее любят и уважают ученики и родители. Она опытный наставник молодых коллег, просто надежный друг.

Я коренная дубовчанка. Родилась в нашем красивом купеческом городке Дубовка, – говорит о себе Светлана Александровна, – в детстве воспитанием занималась мама Лариса Павловна Козлова. Она работала в то время в отделе районного образования. Когда я пошла в школу, мне очень нравилось учиться. Возвращаясь после занятий домой (в это время мама была на работе), я рассаживала свои игрушки на диване, брала журналы, которые мама мне приносила с работы, и входила в роль учительницы. Игрушки были моими учениками, у них были имена и фамилии, как у моих одноклассников. Я им задавала вопросы, сама же на них отвечала и ставила в журнал оценки. Так я представляла себя учительницей и мечтала, что обязательно буду работать по этой профессии.

Училась я в первой школе. Помню, как мы переезжали из одного здания в другое. Помогали учителям перевозить книги, принимали участие в ремонте классов: красили парты, окна, полы.

Особенно запомнились уроки русского языка и литературы, их вела Валентина Ивановна Бабинцева. Мы, ученики, слушали ее с замиранием сердца. Помню, как она ярко и образно говорила о великом русском языке, о нашей великой русской литературе! И в эти минуты мы с особой силой чувствовали гордость за то, что говорим на том языке, на котором говорили А. Пушкин, И. Тургенев, А. Чехов, В.Маяковский…

Валентина Ивановна мне очень нравилась, и я хотела быть похожей на нее. Училась я хорошо и очень любила еще один предмет – математику. Его вела Зоя Никаноровна Сорокина. Была очень требовательным и справедливым педагогом, но одновременно добрым человеком. До сих пор мы не забываем ее, ходим к ней с учащимися школы №1 в гости, поздравляем с Днем учителя, с днем рождения, с 8 Марта. Вот эти учителя произвели на меня большое впечатление и повлияли на выбор профессии.

После школы Светлана поступила в Дубовское педагогическое училище. Успешно его окончила и была направлена на работу в среднюю школу села Лозное. Вышла замуж. Это было в 1991-м году. Они с мужем получили квартиру, переехали в село и стали обустраивать семейное гнездышко. Но в связи с возникшими обстоятельствами пришлось вернуться в родную Дубовку, и Светлана Александровна пришла работать в школу №3 вожатой. Решила продолжить свое обучение. Поступила в Волгоградский педагогический институт на заочное отделение на исторический факультет. Учеба в институте давалась легко, и в 2000-м году она получила диплом о высшем образовании. Но хотелось все-таки преподавать, и ей выделили несколько часов вести историю. Она была очень рада такому повороту судьбы. Затем, в 1998-м году, перевелась в школу №1, где ведет историю и обществознание по сегодняшний день.

Мне нравится эта профессия, очень люблю детей. Как только пришла работать в 1-ю школу, мне доверили классное руководство, и его я веду вот уже четвертый выпуск. Для меня первая школа родная. В нее я вернулась как домой. Влилась в коллектив легко, потому что приняли меня доброжелательно. Я очень благодарна бывшему директору А.В. Кукуеву, он сыграл большую роль в моем становлении как педагога.

Она вспомнила, как первый раз перешагнула порог класса, как дети рассматривали ее с ног до головы. Она чувствовала на себе их любопытные оценивающие взгляды и наблюдала за ними. Дети с интересом слушали ее речь, ловили каждое движение. Так начинался долгий путь педагога. Справедливость, тонкое понимание психологии ученика помогают ей найти ключики к сердцу даже самого «неподдающегося».

Светлана Позняк из тех преподавателей, которые на уроках создают атмосферу открытости и доброжелательности, только так учащиеся будут раскрепощены и открыты для диалога. Особенно в младших классах, где дети привыкли к одному учителю, и они еще робкие и стеснительные. Поэтому важно помочь им раскрыться и преодолеть эту робость и волнение.

Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. По мнению Светланы Александровны, залог успеха учителя состоит в любви к работе и к своим ученикам, какими бы они ни были: отличниками, хорошистами или просто слабыми учениками. И в том, что в работу учителя, как и в любую другую, надо вкладывать душу, и, конечно же, идти в ногу со временем, искать и применять современные методические разработки.

У меня у одной из первых появились мультимедиа, и я не могу без этого работать, потому что историю не преподашь, объясняя «на руках», – продолжила рассказ Светлана Александровна. – Где-то необходимо показать какой-либо видеофрагмент, где-то презентацию подготовить. Взять хотя бы историю Бородинского сражения или Великой Отечественной войны. Это очень непросто вложить в головы учеников премудрости наук. Но еще трудней научить учиться: впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг, из жизни или других источников. Поэтому я ищу что-то интересное, стараюсь дать что-то новое. К каждому уроку готовлюсь заранее и продумываю обстоятельно все до мелочей. Может быть, потому, что мой принцип в работе и в жизни – это порядок во всем. У меня все заранее должно быть приготовлено. Этому меня научили мои преподаватели в школе и мама.

Для Светланы Александровны очень важно показать презентацию или провести какое-то другое школьное мероприятие. Детям ее предметы нравятся, и ее очень радует тот факт, что для экзаменов они часто выбирают историю или обществознание. А это каждый третий. Так, на прошедших экзаменах 11-классников 16 человек из 33 выбрали обществознание. Эти предметы интересны тем, что они в дальнейшем помогут ученикам во взрослой, самостоятельной жизни. Потому как им предстоит жить в социуме. Ребятам просто повезло, что сейчас много информации по семейному и гражданскому праву. Это им поможет в дальнейшем знать и отстаивать свои права. Обществознание – нужный для жизни предмет.

Но история не менее интересная наука, ее обязаны знать не только дети, но и взрослые, – продолжила наш разговор Светлана Александровна, – потому как без знаний прошлого нет настоящего и будущего. Вот уже несколько лет веду курс «Основы финансовой грамотности». Знания этого предмета дают представление о том, из чего складывается семейный бюджет. Он поможет ребятам понять, как заработать деньги и потратить их правильно. На уроках мы в качестве примеров рассматриваем бюджеты семьи, доход и расход. Или изучаем тему «Рынок». В игровой форме с денежными купюрами проигрываем с учащимися ситуации на практических занятиях. И в дальнейшем эти основы перекликаются в других предметах. Сейчас в нашей школе 8 преподавателей обучены этому предмету, они также преподают его на факультативной основе. Это интересно и актуально. Часто я делюсь с ребятами своими воспоминаниями о школьной жизни. Привожу примеры, какой она была насыщенной и разнообразной. Рассказываю о том, как мы всем классом после занятий ходили по домам и собирали макулатуру, металлолом. Как нас принимали в пионеры и комсомол, какую клятву мы давали перед лицом своих товарищей на торжественной линейке. Как стремились стать лучшими, гордо носили пионерские галстуки и комсомольские значки. Помните, «… Если тебе – комсомолец имя, имя крепи делами своими!» А что сейчас? Сидят дети в телефонах, и родители не препятствуют этому. В результате и зрение, и физическая подготовка, да и психическое здоровье страдают. Надо ограничивать это увлечение.

Светлана Александровна в своей педагогической деятельности находит взаимопонимание и с учениками, и с родителями. Как говорят ее воспитанники, она не строгий учитель, но отвлекаться на уроке никому не даст. Просто потому, что увлеченно и заинтересованно преподносит учебный материал. Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются не только учениками и родителями. За новаторское мастерство, активное участие в районных и региональных конкурсах и проведении семинаров она неоднократно награждалась дипломами и сертификатами, многочисленными похвальными грамотами и благодарственными письмами. И эти достижения не только повышают ее статус как преподавателя высшей категории, но и статус учебного заведения, в котором она преподает.

Помимо своей основной профессиональной деятельности, Светлана Позняк никогда не отказывается от общественных нагрузок. Было время, когда Татьяна Валентиновна Курышева, в бытность председателя районной думы, предложила ей поучаствовать в работе избирательной комиссии. Светлана согласилась. Сначала работала членом избирательной комиссии на участке 1412, затем секретарем, а последние годы председателем комиссии. Когда начала работать в избирательной комиссии, вступила в партию «Единая Россия». Добросовестно относится ко всем поручениям.

На мой вопрос, как проводит свое свободное время, Светлана ответила, что его часто не хватает. Но когда появляется время для отдыха, то его она старается провести с дочерью Светланой, которая в этом году окончила 11-й класс и стоит перед выбором профессии.

Профессия учителя всегда почетна и уважаема в обществе. Потому что это тот человек, который для ученика является проводником в мир знаний и открытий. Этим мастерством Светлана Александровна владеет в совершенстве. Ей удается делать мир учеников ярким и увлекательным. И тому подтверждением является тот факт, что ее фамилия внесена в каталог «Лучшие педагоги России-2020» по Южно-Федеральному округу.

Александра ДАВЫДОВА

Обсуждения закрыты для данной страницы