Эта мудрость стала девизом коллектива школы №1 г. Дубовки, который на протяжении многих десятилетий заботится о своем музее: бережно хранит старые экспонаты, пополняет новыми, готовит и проводит экскурсии, принимает гостей.
Очень важно хранить в памяти имена и поступки людей, благодаря которым наш мир стал лучше. Особенно важно не забывать тех, кто защищал и охранял жизнь своего народ во время Великой Отечественной войны. В музее нашей школы есть экспозиции, посвященные землякам — участникам Великой Отечественной войны. Один из них — Илларион Иванович Гаврилов. Ветеран двух войн, учитель истории, директор Дубовского педагогического училища.
И.И. Гаврилов родился в станице Нагавская Котельниковского района Волгоградской области в 1897 году. Появился на свет в семье донского казака и был последним, седьмым, ребенком в семье. Его рождение стало большой радостью для отца, который, наконец, дождался сына. Еще мальчиком Ларион стал главным помощником в семье по ведению хозяйства. Зимой учился в церковноприходской школе, а с весны до осени работал с отцом в поле. Но, несмотря на перерывы в занятиях, учился с удовольствием, знания схватывал на лету, благодаря прекрасной памяти и трудолюбию.


После школы Илларион поступил на учительские курсы, по окончании которых в смутные годы Гражданской войны попал в Красную Армию офицером. Вернувшись в 1920 году домой, двадцатитрехлетний юноша вынужден был взвалить на свои плечи заботу о хозяйстве, потому что родители к тому времени умерли, а сестры со своими семьями сами терпели нужду. Помимо забот по дому, приходилось молодому учителю и разваленную школу восстанавливать, и учить ребят в холоде и голоде, и организовывать культурный досуг молодежи. Со всеми трудностями Иллариону помогала справиться его молодая жена Маруся, одна из немногих в то время образованных девушек станицы, с которой его свела судьба в 1921 году и не разлучала целых 56 лет!
В 1924 году успехи Иллариона Ивановича заметило руководство, и старательного педагога перевели в Саратов. Здесь его ждала работа инспектора городского отдела народного образования, он должен был отвечать за организацию детских домов. В то время молодая Советская власть всерьез взялась решить проблему детской беспризорности, в детские дома собирали всех: и маленьких сирот, и матерых подростков-рецидивистов. Работа была не только трудной, но и опасной. Но Илларион Гаврилов справился и с этим нелегким делом.
Однако работа с учениками, которые с упоением слушают рассказы по истории, не сравнима ни с чем, и Илларион Иванович попросил направить его снова в школу. Просьбу педагога услышали, и вскоре он поселился с семьей в здании старой школы в рабочем поселке Юриш. Работа учителя, а позже — директора, сочеталась с активной общественной жизнью – не мог Илларион оставаться в стороне от проблем молодежи. Находил время на все: и на ремонт здания школы, и на задушевные беседы с учениками, и на своих троих детей — двух сыновей и дочку.
К 1930 году И.И. Гаврилов привел в порядок доверенную ему школу, наладил работу педагогического коллектива, обустроился с семьей в рабочем поселке … а тут опять перевод — в Балашов директором новой неполной средней школы №3. И опять все сначала! Благодаря организаторскому таланту Иллариона Ивановича и эта задача была решена на «отлично». А через шесть лет директора школы ждало повышение – перевод в Царицын инспектором облоно. Многие люди такую должность считали бы наградой, однако И.И. Гаврилов думал иначе. Больше всего его привлекала педагогическая деятельность, живое общение с учениками и их наставниками. Создавать, а не контролировать просила его душа. Поэтому, получив в 1938 году предложение работать директором Дубовского педагогического училища, Илларион Иванович, не раздумывая, согласился. Городок ему понравился – тихий, зеленый, на берегу Волги, да и домик семье сразу выделили. Но самое главное – работа. Ведь это так ответственно и так интересно – готовить учителей для будущих маленьких учеников!
Работу директора, как всегда, пришлось сочетать со строительством – необходимо было над двухэтажным купеческим зданием надстроить третий этаж, сохранив особенности архитектуры. Трудились все: и педагогический коллектив, и студенты. К 1940 году было все готово — здание училища увеличили. Да и в семье пополнение — родился четвертый ребенок. Самое время жить, заниматься любимым делом, растить детей.
Но 1941 год перечеркнул все планы. Война уничтожила надежды на простое человеческое счастье. Уже в июле 1941 года Илларион Иванович ушел на фронт, оставив жену с двумя детьми на руках, в ожидании третьего. Двое старших сыновей попали на фронт прямо из армии.
Илларион Иванович Гаврилов воевал под Москвой, был политруком роты. Педагогов-коммунистов, особенно руководителей школы, часто ставили на такие должности. Тем более Илларион Иванович имел военный опыт Гражданской войны. Первые месяцы войска вели тяжелейшие оборонительные бои под Москвой. Советская Армия несла огромные потери. В это время роль политруков — комиссаров была чрезвычайно важна: нужно было поднимать дух советского солдата, показывать личный пример отваги и патриотизма. В одном из жесточайших боев капитан Гаврилов был контужен и в декабре 1942 года попал в госпиталь. После лечения Илларион Иванович был направлен в резервные войска. В 1943 году его назначают начальником агитпункта станции Уфы. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» — самая дорогая награда ветерана Гаврилова.
Даже на войне не забывал Илларион Иванович о своей работе, своем коллективе и своих учениках. Он давал советы педагогам, отвечал на письма учеников, руководил учебно-воспитательной работой издалека. С нетерпением ждал возвращения в любимую Дубовку.
«Война идет к своему концу. Скоро будем дома. Соскучился по своей педагогической работе. Страсть хочется провести урок, поговорить с учениками, учителями. «Надежды юношей питают…» Шлю привет учителям, учащимся», — писал И.И. Гаврилов Литвяковой Любови Павловне, замещавшей его на посту директора.
Победа… Долгожданная победа в войне – не только радость и праздник, но и великая скорбь. Сколько погибло друзей, учеников! Долго не было вестей от старшего сына Бориса, тяжело был ранен второй сын — Геннадий. И вот, наконец, семья собралась вместе! «Везучие, — говорили про них соседи, – все трое вернулись с войны». Мало-помалу жизнь стала налаживаться. Вернувшись в родной коллектив, Илларион Иванович взялся за работу. Он всегда работал с душой и с большой радостью, и это чувствовали все вокруг. За многолетнюю добросовестную работу И.И. Гаврилов был удостоен звания «Отличник народного просвещения».
К сожалению, прожитые годы и испытания, особенно участие в двух войнах, уносят здоровье и силы. В 1953 году Илларион Иванович покинул директорский пост и перешел на преподавательскую работу в родном училище, а через несколько лет стал трудиться в средней школе №1 г. Дубовки. Он прекрасный учитель истории, очевидец многих событий, о которых написано в учебниках, живая легенда. Не менее важное качество этого замечательного человека — душевная чуткость. Илларион Иванович, какую бы должность ни занимал, никогда не забывал о людях своего коллектива. Протянуть руку помощи нуждающемуся было для него обычным делом, не требующим благодарности или награды. Доступный для общения, открытый и отзывчивый, Илларион Иванович остался в памяти благодарных коллег и учеников.
И.И. Гаврилов умер в 1984 году. Он наладил работу нескольких образовательных учреждений, дал путевку в жизнь сотням выпускников, в трудное для Родины время рисковал своей жизнью на войне, вместе со своей женой воспитал пятерых детей — достойных граждан нашей страны (двух врачей, двух педагогов — директоров школ, строителя). Одна из внучек Иллариона Ивановича — Татьяна Николаевна Букина — уважаемый человек, известный в Дубовском районе педагог, работает учителем иностранного языка в школе №1, продолжая славную династию Гавриловых.
Илларион Иванович прожил нелегкую, но яркую жизнь, о которой отзывался так: «Я нисколько не сожалею, что жил в это грозное, но интересное время. Был военным, защитником Родины, трудился на фронте народного просвещения, воспитывая молодое поколение, которое сейчас активно продолжает наше великое дело».
Ольга ПОПОВА,
ученица 11 класса
школы №1 г. Дубовки

Обсуждения закрыты для данной страницы