Время ремесел кануло в Лету. Сейчас суетное время торговли и перекупки. Редкое ремесло в нашем крае дожило до сегодняшних дней, да и мастеров, у которых остались старинные рецепты, сейчас днем с огнем не сыскать. Но, читая работы историка А.А. Минха, не перестаешь удивляться – какими мастерами славился Дубовский край! Сколько знаний и умений было в народе! Конечно,  основными занятиями было земледелие и животноводство, а также огородничество,  садоводство,  реже – бахчеводство. Что же и кого выращивали наши предки 100-150 лет назад? Чем  зарабатывали себе на жизнь?

Поля в то время засевались  преимущественно озимыми пшеницей и рожью, из яровых была пшеница четырех  видов – кубанка,  черноколоска,  гирка и русская,  просо,  тоже четырех  видов – желтое,  бурое,  комковое и бор, ячмень сеялся голый и в коже, а также горох  и овес. Из  масличных  культур — лен,  конопля, горчица и подсолнечник,  из  шишковых – картофель. В основном крупным земледелием занималось крупное дворянство. Но, как пишет тот самый Минх, «…по урожайности Царицынский уезд занимает самое последнее место  среди остальных в губернии по  шестилетнему  выводу за 1885-1890 годы».  И тут же следующее «…по  качеству  крестьянских урожаев  Царицынский стоит  ниже всех  уездов в губернии в отношении почти  всех   хлебов, за исключением пшеницы и ячменя». Почему так было? Историк предполагает,  что из-за климатических и природных  условий.  И предлагает свое решение и видение на эту проблему: «По климату и почве здесь  в посевах должны преобладать не хлебные злаки, а другие культуры, как то – кукуруза, табак,  горчица,  чечечвица и т.п. Здесь удалась  бы еще культура винограда и тутового  дерева».

В огородах в те годы произрастали капуста,  огурцы,  редис,  редька. Сажали все это  преимущественно для себя и лишь  по  балкам, обильным водою. Но вот какое идет тут примечание: «… огородничеством,  как промыслом, занимаются татары. Они с весны и до глубокой осени совсем поселяются на огородах, в целях наблюдения и ухаживания за ним». Интересно,  какие же препятствия тогда были у русских, наших  предков?

Минх дает ответ и на этот вопрос.  По  его  словам,  климат здесь  наиболее подходящий для огородничества, да и притом мест,  нужных для огородов, здесь  много – по берегам оврагов и речек, где всегда есть  вода. И, казалось бы, огородничество  должно бы быть на высоте,  но… Занятие земледелием (очень не выгодным) и  скотоводством делают эту отрасль совершенно незаметной в ряду других отраслей сельской промышленности. И советует педантичный немец сажать местному населению то,  что  наиболее соответствует климату,  а именно – табак,  капусту, огурцы,  репу,  брюкву, морковь, земляную грушу, сахарный горох, бобы,  свёклу, лук,  картофель, редьку, петрушку,  цикорий, шпинат и салат. А еще говорит о том,  что  здесь  могли бы быть с успехом культивированы и лекарственные растения. Ну,  потомки в настоящее время все это и сажают, разве, может, только за исключением двух-трех растений.

Было в нашем Дубовском крае популярно тогда и бахчеводство – сажались  арбузы, дыни трех видов – желтые «зимовки», серые «сахарки» и «качанки» (но преимущество отдавалась  сортам-скороспелкам), а еще тыквы, которыми усаживали бахчи по краям,  чтобы они своими  плетьми не заглушали арбузы и дыни. Тыкв было нескольких  сортов – круглые,  продолговатые,  сплюснутые, желтые и зеленые. Но один вид тыкв под названием «горлянка», прозванный в народе «кубышки», особенно примечателен. Растения эти, совершенно пустые  внутри,  использовались  крестьянами вместо сосудов для воды, а также для поплавков у сетей и неводов.  А детвора,  с «горлянками»  подмышками училась  плавать. Вот и не нужны были никакие круги и плавательные жилеты.  Сама природа их давала.

Сеялась на бахчах  и кукуруза – «пшенка» или «початки»,  которая была большим лакомством для деревенской молодежи. Бахчи сажались  2 года,  потом шла рожь. Предпочиталась  ручная посадка,  которая шла дольше механической,  порой до самой Троицы.  И в 1873 году этот промысел  снабжал  своими произведениями всю остальную  Россию! С тех пор и прославилось  Поволжье,  а особенно Балыклей и Караваинка,  своими  арбузами. В то время первыми покупателями были Козловские купцы, доставлявшие сладкий товар в саму столицу.

А вот садоводством с промышленной целью занимались  лишь в Оленье и Караваинке. Преобладала в те времена в садах вишня – простая,  садовая, владимирская и шпанская, но были и фруктовые деревья. Так, например,  яблони семи сортов – анис,  апорт, белый налив,  аркат, скороспелка,  черное дерево, китайские яблоки. Груша трех – круглая,  дуля и бергамот. Сидела красная слива и тёрн.  А из ягодных кустов — черная,  красная, белая смородина и крыжовник. Минх пишет,  что  орошением садов служили подземные ключи, везде и всегда находимые по оврагам и балкам,  но, несмотря на все это садоводство развито весьма слабо, хотя могло бы составлять  хорошую  статью дохода.

А какую же живность  разводили наши прародители? Кто больше всего ценился? От кого был наибольший доход?

Так, предмет домашнего птицеводства представляли, в основном, куры, гуси, утки и индейки. На зиму хозяйка оставляла лишь хорошую  племенную  птицу,  весной от которой получала цыплят.  Так, гусыня их выводила 8-15, утка -12-20,  индейка — 10-15, а курица —  до 20 штук. Молодняк курицы и индейки первые три дня кормили печеными рублеными яйцами, гусят и утят – моченым хлебом или пшенною  кашей,  а потом и тех, и других приучали к мучному месиву и хлебному зерну. Так, в Лозном 20 хозяев держали гусей и идеек для оптовой продажи. С этой же целью в Оленье, Песковатке и Водяном разводили уток и кур. В посаде Дубовка в отдельных дворах,  вместе с этой птицей растили еще и прихотливых цесарок. А некоторые дубовчане — и павлинов.  Но и та, и другая птица служила лишь как украшение двора.

А вот скотоводство  получило широкое распространение из-за наличия луговых пойм, на которых снимали хороший укос – разнотравье для сена. Держали в те времена лошадей,  коров и быков,  свиней, коз, овец,  как простых,  так и тонкорунных. Доход скотоводство приносило от извозного промысла, обработки частновладельческой земли, продажи молочных продуктов и добычи шерсти.

Так,  например,  в селе Песковатка до 25 хозяев занимались зимним извозом – возили на лошадях  и верблюдах  разные товары от Царицына до Астрахани,  Саратова и обратно. Да и доставкой железа и лесных материалов занимались в  Песковатской волости многие. В Оленье – до 40 человек, в Водяном – до 60-ти, в Екатериновке — до 15-ти  и порядка двадцати человек — из близлежащих хуторов. А в летнее время крестьяне в Ивановской волости занимались перевозкой леса из Дубовки к реке Дон,  а обратно везли рожь и пшеницу для отправки по  Волге.  Такой способ заработка был распространен в Малой Ивановке (50 чел.), Лозном (120 чел.), Давыдовке (30  чел.) и Прямой балке (25 чел).

А вот заработок от сбыта сельхозпродукции,  в основном, молочной, был в то время преимущественно только у жителей с. Водяного, с. Песковатки,  д. Стрельной и д. Широкой, выселка Родники и д. Оленья,  а также хуторов Ильин и Адрианов.

Казалось бы все условия были для сытной,  вольготной жизни,  ан нет… Вот как пишет об этом  А. Минх: «Край, где развито  земледелие и скотоводство должен бы давать обильную, здоровую  и разнообразную пищу жителям, но этого незаметно по Царицынскому уезду.  Пустые щи, каша, квас, черный и белый хлеб  да изредка мясо – вот обычные  блюда крестьянского  стола. Более или менее обильно и разнообразно  здесь  бывает только  в праздники и при семейных событиях».

Но, в селениях  нашего края больше ста лет назад были не  только землепашцы и животноводы, но и ремесленники с особыми знаниями. Чем же они занимались? К мастеровым ремесленникам принадлежали землекопы, каменщики, каменоломы,  кирпичники, тележники,  кузнецы,  горшечники, корзинщики,  плотники,  колесники, ткальщицы ковров,  ткачи сукна, синильщики,  портные,  овчинники, вязальщицы шерстяных  чулок и носков, сапожники, кожевенники и шерстобиты. Как видите – богата была земля Царицынская на ремесленников.

Но в некоторых селах или деревнях были свои особые ремесла. И именно по  ним они и получили от бурлаков свое второе название, прочно закрепившееся и дошедшее в разговорах даже и до наших дней. Бурлакам – работникам, ходившим на судах по  Волге и других реках, в то время очень полюбились  три села,  расположенных  по  соседству на волжском берегу. Там они скупали товар, который потом перепродавали. Про меж себя они назвали местных жителей бзнишники, хворостянники и чулошники. А все потому, что в первом селе – Песковатке – жители собирали на продажу ягоды паслена,  в простонародье именуемые поздникой или бзникой, которые обильно росли в той местности.  И крестьяне не только  употребляли их в пищу в сыром виде,  в варенье и пекли с ними пироги, но и подзарабатывали на ягодном сборе.

На второй остановке  – деревне Оленье – крестьяне плели самые прочные корзины из хвороста,  который собирали в окрестностях. А росло его там немало. И, что  самое интересное, делали оленьевцы тогда еще и ванды – конусообразные корзины из хвороста,  плетеные особым образом и предназначенные… для ловли стерляди и другой рыбы. А на третьей остановке – селе Водяном – делали чулки.  Этим занимались женщины и девочки с 8-летнего возраста в зимнее время. Деньги,  вырученные от продажи, назывались «чулошные», на них женщины одевались  сами  и одевали детей,  так как «…у водянцев было принято,  чтобы женщины одевали сами себя…»,  как пишет Минх.

А до наших дней от старинных ремесел остались  лишь одни названия, упоминания в работах  историков, да музейные экспонаты, как память об утраченном мастеровом прошлом.

Иляна СТАВИЦКАЯ

Комментарии читателей статьи "Промысел и ремесла глубокой старины"

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий