Время ремесел кануло в Лету. Сейчас суетное время торговли и перекупки. Редкое ремесло в нашем крае дожило до сегодняшних дней, да и мастеров, у которых остались старинные рецепты, сейчас днем с огнем не сыскать. Но, читая работы историка А.А. Минха, не перестаешь удивляться – какими мастерами славился Дубовский край! Сколько знаний и умений было в народе! Конечно, основными занятиями было земледелие и животноводство, а также огородничество, садоводство, реже – бахчеводство. Что же и кого выращивали наши предки 100-150 лет назад? Чем зарабатывали себе на жизнь?
Поля в то время засевались преимущественно озимыми пшеницей и рожью, из яровых была пшеница четырех видов – кубанка, черноколоска, гирка и русская, просо, тоже четырех видов – желтое, бурое, комковое и бор, ячмень сеялся голый и в коже, а также горох и овес. Из масличных культур — лен, конопля, горчица и подсолнечник, из шишковых – картофель. В основном крупным земледелием занималось крупное дворянство. Но, как пишет тот самый Минх, «…по урожайности Царицынский уезд занимает самое последнее место среди остальных в губернии по шестилетнему выводу за 1885-1890 годы». И тут же следующее «…по качеству крестьянских урожаев Царицынский стоит ниже всех уездов в губернии в отношении почти всех хлебов, за исключением пшеницы и ячменя». Почему так было? Историк предполагает, что из-за климатических и природных условий. И предлагает свое решение и видение на эту проблему: «По климату и почве здесь в посевах должны преобладать не хлебные злаки, а другие культуры, как то – кукуруза, табак, горчица, чечечвица и т.п. Здесь удалась бы еще культура винограда и тутового дерева».
В огородах в те годы произрастали капуста, огурцы, редис, редька. Сажали все это преимущественно для себя и лишь по балкам, обильным водою. Но вот какое идет тут примечание: «… огородничеством, как промыслом, занимаются татары. Они с весны и до глубокой осени совсем поселяются на огородах, в целях наблюдения и ухаживания за ним». Интересно, какие же препятствия тогда были у русских, наших предков?
Минх дает ответ и на этот вопрос. По его словам, климат здесь наиболее подходящий для огородничества, да и притом мест, нужных для огородов, здесь много – по берегам оврагов и речек, где всегда есть вода. И, казалось бы, огородничество должно бы быть на высоте, но… Занятие земледелием (очень не выгодным) и скотоводством делают эту отрасль совершенно незаметной в ряду других отраслей сельской промышленности. И советует педантичный немец сажать местному населению то, что наиболее соответствует климату, а именно – табак, капусту, огурцы, репу, брюкву, морковь, земляную грушу, сахарный горох, бобы, свёклу, лук, картофель, редьку, петрушку, цикорий, шпинат и салат. А еще говорит о том, что здесь могли бы быть с успехом культивированы и лекарственные растения. Ну, потомки в настоящее время все это и сажают, разве, может, только за исключением двух-трех растений.
Было в нашем Дубовском крае популярно тогда и бахчеводство – сажались арбузы, дыни трех видов – желтые «зимовки», серые «сахарки» и «качанки» (но преимущество отдавалась сортам-скороспелкам), а еще тыквы, которыми усаживали бахчи по краям, чтобы они своими плетьми не заглушали арбузы и дыни. Тыкв было нескольких сортов – круглые, продолговатые, сплюснутые, желтые и зеленые. Но один вид тыкв под названием «горлянка», прозванный в народе «кубышки», особенно примечателен. Растения эти, совершенно пустые внутри, использовались крестьянами вместо сосудов для воды, а также для поплавков у сетей и неводов. А детвора, с «горлянками» подмышками училась плавать. Вот и не нужны были никакие круги и плавательные жилеты. Сама природа их давала.
Сеялась на бахчах и кукуруза – «пшенка» или «початки», которая была большим лакомством для деревенской молодежи. Бахчи сажались 2 года, потом шла рожь. Предпочиталась ручная посадка, которая шла дольше механической, порой до самой Троицы. И в 1873 году этот промысел снабжал своими произведениями всю остальную Россию! С тех пор и прославилось Поволжье, а особенно Балыклей и Караваинка, своими арбузами. В то время первыми покупателями были Козловские купцы, доставлявшие сладкий товар в саму столицу.
А вот садоводством с промышленной целью занимались лишь в Оленье и Караваинке. Преобладала в те времена в садах вишня – простая, садовая, владимирская и шпанская, но были и фруктовые деревья. Так, например, яблони семи сортов – анис, апорт, белый налив, аркат, скороспелка, черное дерево, китайские яблоки. Груша трех – круглая, дуля и бергамот. Сидела красная слива и тёрн. А из ягодных кустов — черная, красная, белая смородина и крыжовник. Минх пишет, что орошением садов служили подземные ключи, везде и всегда находимые по оврагам и балкам, но, несмотря на все это садоводство развито весьма слабо, хотя могло бы составлять хорошую статью дохода.
А какую же живность разводили наши прародители? Кто больше всего ценился? От кого был наибольший доход?
Так, предмет домашнего птицеводства представляли, в основном, куры, гуси, утки и индейки. На зиму хозяйка оставляла лишь хорошую племенную птицу, весной от которой получала цыплят. Так, гусыня их выводила 8-15, утка -12-20, индейка — 10-15, а курица — до 20 штук. Молодняк курицы и индейки первые три дня кормили печеными рублеными яйцами, гусят и утят – моченым хлебом или пшенною кашей, а потом и тех, и других приучали к мучному месиву и хлебному зерну. Так, в Лозном 20 хозяев держали гусей и идеек для оптовой продажи. С этой же целью в Оленье, Песковатке и Водяном разводили уток и кур. В посаде Дубовка в отдельных дворах, вместе с этой птицей растили еще и прихотливых цесарок. А некоторые дубовчане — и павлинов. Но и та, и другая птица служила лишь как украшение двора.
А вот скотоводство получило широкое распространение из-за наличия луговых пойм, на которых снимали хороший укос – разнотравье для сена. Держали в те времена лошадей, коров и быков, свиней, коз, овец, как простых, так и тонкорунных. Доход скотоводство приносило от извозного промысла, обработки частновладельческой земли, продажи молочных продуктов и добычи шерсти.
Так, например, в селе Песковатка до 25 хозяев занимались зимним извозом – возили на лошадях и верблюдах разные товары от Царицына до Астрахани, Саратова и обратно. Да и доставкой железа и лесных материалов занимались в Песковатской волости многие. В Оленье – до 40 человек, в Водяном – до 60-ти, в Екатериновке — до 15-ти и порядка двадцати человек — из близлежащих хуторов. А в летнее время крестьяне в Ивановской волости занимались перевозкой леса из Дубовки к реке Дон, а обратно везли рожь и пшеницу для отправки по Волге. Такой способ заработка был распространен в Малой Ивановке (50 чел.), Лозном (120 чел.), Давыдовке (30 чел.) и Прямой балке (25 чел).
А вот заработок от сбыта сельхозпродукции, в основном, молочной, был в то время преимущественно только у жителей с. Водяного, с. Песковатки, д. Стрельной и д. Широкой, выселка Родники и д. Оленья, а также хуторов Ильин и Адрианов.
Казалось бы все условия были для сытной, вольготной жизни, ан нет… Вот как пишет об этом А. Минх: «Край, где развито земледелие и скотоводство должен бы давать обильную, здоровую и разнообразную пищу жителям, но этого незаметно по Царицынскому уезду. Пустые щи, каша, квас, черный и белый хлеб да изредка мясо – вот обычные блюда крестьянского стола. Более или менее обильно и разнообразно здесь бывает только в праздники и при семейных событиях».
Но, в селениях нашего края больше ста лет назад были не только землепашцы и животноводы, но и ремесленники с особыми знаниями. Чем же они занимались? К мастеровым ремесленникам принадлежали землекопы, каменщики, каменоломы, кирпичники, тележники, кузнецы, горшечники, корзинщики, плотники, колесники, ткальщицы ковров, ткачи сукна, синильщики, портные, овчинники, вязальщицы шерстяных чулок и носков, сапожники, кожевенники и шерстобиты. Как видите – богата была земля Царицынская на ремесленников.
Но в некоторых селах или деревнях были свои особые ремесла. И именно по ним они и получили от бурлаков свое второе название, прочно закрепившееся и дошедшее в разговорах даже и до наших дней. Бурлакам – работникам, ходившим на судах по Волге и других реках, в то время очень полюбились три села, расположенных по соседству на волжском берегу. Там они скупали товар, который потом перепродавали. Про меж себя они назвали местных жителей бзнишники, хворостянники и чулошники. А все потому, что в первом селе – Песковатке – жители собирали на продажу ягоды паслена, в простонародье именуемые поздникой или бзникой, которые обильно росли в той местности. И крестьяне не только употребляли их в пищу в сыром виде, в варенье и пекли с ними пироги, но и подзарабатывали на ягодном сборе.
На второй остановке – деревне Оленье – крестьяне плели самые прочные корзины из хвороста, который собирали в окрестностях. А росло его там немало. И, что самое интересное, делали оленьевцы тогда еще и ванды – конусообразные корзины из хвороста, плетеные особым образом и предназначенные… для ловли стерляди и другой рыбы. А на третьей остановке – селе Водяном – делали чулки. Этим занимались женщины и девочки с 8-летнего возраста в зимнее время. Деньги, вырученные от продажи, назывались «чулошные», на них женщины одевались сами и одевали детей, так как «…у водянцев было принято, чтобы женщины одевали сами себя…», как пишет Минх.
А до наших дней от старинных ремесел остались лишь одни названия, упоминания в работах историков, да музейные экспонаты, как память об утраченном мастеровом прошлом.
Иляна СТАВИЦКАЯ
Комментарии читателей статьи "Промысел и ремесла глубокой старины"
- Оставьте первый комментарий
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.