Конкурсные правоотношения, реализующиеся в процессе прохож­дения государственной гражданской службы, в качестве своей перво­основы имеют ряд принципиальных положений, непосредственно за­крепленных в российском законодательстве.

Слово «конкурс» произошло от латинского concursus — «стече­ние, столкновение, встреча». Конкурс — это соревнование, соиска­тельство на получение премий, награды, на поступление в учебное заведение.

Законодатель, конкретизируя конституционное право граждан России на равный доступ к государственной службе, устанавливает четыре вида требований к гражданину, поступающему на гражданскую службу:

1)            наличие гражданства Российской Федерации;

2)            достижение возраста 18 лет;

3)            знание государственного языка;

4)            соответствие квалификационным требованиям, установленным Законом о гражданской службе.

На гражданскую службу вправе поступать только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства такого права не имеют.

Несмотря на то, что Трудовой кодекс допускает прием на работу по общему правилу с 16 лет, право поступления на гражданскую службу возника­ет у гражданина только с 18 лет. Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными ТК, обусловлено специфи­кой профессиональной служебной деятельности гражданского слу­жащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций, а также осо­быми требованиями, предъявляемыми Законом о гражданской службе.

Конкурс заключается в компетентной оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности и их соответствия установленным для данной должности квалификационным требованиям.

Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должно­стей урегулирован Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государст­венного органа образуется конкурсная комиссия.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подраз­деления и подразделения, в котором проводится конкурс на замеще­ние вакантной должности гражданской службы), представитель соот­ветствующего органа по управлению государственной службой, а так­же представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независи­мых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с граждан­ской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего количества членов конкурсной комиссии.

Конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе на официальном сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается объявление о приеме документов для уча­стия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наиме­нование вакантной должности гражданской службы; требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; условия прохождения гражданской службы; место и время приема докумен­тов, подлежащих представлению; срок, до истечения которого прини­маются указанные документы; предполагаемая дата проведения кон­курса; место и порядок его проведения; другие информационные ма­териалы.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участ­вовать в конкурсе, представляет в государственный орган пакет документов в соответствии с Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в кон­курсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Данное правило обусловливает реализацию принципа общедоступности уча­стия в конкурсе на замещение должностей государственной граждан­ской службы.

Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требо­ваниям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством РФ о государ­ственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Такое правило в известной степени купи­рует сферу реализации принципа общедоступности конкурса на госу­дарственной гражданской службе, однако лишь в части реализации принципов профессионального участия и законности.

Указанные документы представляются в государственный орган в течение 21 дня со дня объявления об их приеме. Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представле­нии их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа кон­курса принимается представителем нанимателя после проверки дос­товерности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, но не позднее, чем за 15 дней до его начала.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятст­вующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ поступлению гражданина на граждан­скую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе. Претендент на за­мещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством РФ.

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кан­дидаты. отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведе­нии повторного конкурса.

На втором этапе конкурса конкурсная комиссия оценивает кан­дидатов на основании представленных ими документов об образова­нии, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе кон­курсных процедур с использованием не противоречащих федераль­ным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оцен­ки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение группо­вых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандида­тов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалифика­ционных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе. Заседание конкурсной ко­миссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Заседа­ние считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа ее членов. Решения конкурсной комиссии по ре­зультатам проведения конкурса принимаются открытым голосовани­ем простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос пред­седателя конкурсной комиссии.

Оценка кандидатов может производиться по балльной системе. Каждый член конкурсной комиссии выставляет кандидату соответст­вующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень с краткой мотивировкой. Конкурсный бюллетень приобщается к протоколу за­седания конкурсной комиссии.

После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных ими баллов конкурсная комиссия определяет победителя. Победив­шим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количе­ство баллов.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение кон­курсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурс­ной комиссии.

Результаты голосования оформляются решением конкурсной ко­миссии. В соответствии с Положением о конкурсе решение комиссии является основанием для назначения его на вакантную должность го­сударственной гражданской службы или отказа в таком замещении. Также решением конкурсной ко­миссии могут быть рекомендованы для зачисления в кадровый резерв кандидаты, успешно прошедшие конкурсную процедуру, но не признанные победителями конкурса ввиду того, что победителем может быть претендент, наиболее соответствующий предъявляемым квалификационным требованиям. Представитель нанимателя по результатам конкурса издает акт о назначении победителя конкурса на должность государственной гражданской службы, с ним заключается служебный контракт.

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о его результа­тах в письменной форме в течение 7 дней со дня завершения. Информа­ция о результатах конкурса размещается на сайте государственного орга­на в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и канди­датов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения кон­курса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве госу­дарственного органа, после чего подлежат уничтожению.

 

 

Главный специалист-эксперт Управления

Минюста России по Волгоградской области Е.И. Николаева