255 лет назад в 50 км к северу от Царицына появился небольшой городок. Назвали его Дубовка. Расположился он в устье такой же небольшой речушки, недалеко от развалин средневекового городка Бельджамена. Его камни пошли на строительство Дубовки. Никто не думал тогда, что она составит конкуренцию Царицыну, будет его соперником. Виной тому было выгодное географическое положение обоих городов на переволоке: так издавна называлось место, где близко друг к другу подходят Волга и Дон.

Донской казачий атаман Макар Никитович Персидский попросил у императрицы Анны Ивановны разрешения поселиться в этом месте со своими казаками, чтобы охранять Волгу и идущие по ней суда набегов кочевников. Разрешение было получено. Так что роль Дубовки первоначально была такой же, что и Царицына.

Наметился рост торговли. Но после пугачёвского восстания царизм уничтожает Волжское казачье войско, что подорвало экономическое и административное значение Дубовки как центра казачества.

К началу XIX века вновь оживляется торговля. Товары шли в обоих направлениях: на дон шли лес, хлеб, железо, посуда, соль, дёготь, а на Волгу — вино, сухофрукты, сало и другие товары южного края. Летом население Дубовки возрастало в несколько раз за счёт бурлаков, грузчиков, сплавщиков леса, фурщиков из окрестных сёл и других мест российского государства.

Потоки грузов увеличивались год от года. И в 1843 г. по уже накатанному пути начали прокладывать рельсы для будущей узкоколейной быче-конной железной дороги. В 1846 г. строительство закончилось и первые вагоны, запряжённые быками, пошли по первой в Нижнем Поволжье железной дороге.

С пуском дороги оживляется и промышленное производство: лесопильное, маслобойное, горчичное, ковровое, швейное…Дубовка всё больше вовлекается в капиталистическую систему хозяйства России. Здесь строятся новые заводы, создаются банки и филиалы акционерных обществ.

К 60-м годам XIX столетия вновь возникает необходимость соединить Волгу с Доном, но уже настоящей железной дорогой. Первый вариант железной дороги был таким: Дубовка — Котлубань, второй — Уральск — Дубовка — Котлубань с мостом через Волгу, третий — Сумы — Белгород — Дубовка, и в 1901 г. — 4-й вариант: Дубовка — х. Вертячий.

К началу XX века былое значение Дубовка как связующего звена в торговой цепи Западная Европа — север России — Средняя Азия в значительной мере утрачивается. В то же время Дубовка остаётся относительно крупным экономическим и культурным центром Поволжья с населением около 17 тысяч жителей, а Царицын приближался к 150-тысячной отметке.

По материалам статьи С. МОНИКОВА, члена географического общества СССР, опубликованной 1 августа 1989 г., №92

Обсуждения закрыты для данной страницы