Новая функция: в волгоградских школах займутся воспитанием детей

С сентября в России за школами официально закрепили воспитательную функцию. За возвращение этой обязанности образовательным учреждениям активно выступала уполномоченный по правам ребенка и мать семерых детей Анна Кузнецова, а в июле 2020 года соответствующий законопроект подписал президент Владимир Путин.

Принятые в прошлом году поправки в закон об образовании начали действовать с 1 сентября. Теперь воспитательная работа является частью всех образовательных программ, а школы должны составлять рабочие программы и календарные планы воспитания.

– Процесс воспитания в школах нужно направлять. Важно определить, как гармонично организовать этот процесс, какой результат мы хотим получить. И ни в коем случае не оставлять педагога один на один с этими вызовами и задачами. Необходимо создавать условия, при которых у учителей появится время и ресурсы для воспитательной работы, – сказала Анна Кузнецова.

По словам детского омбудсмена, план воспитательной работы должен быть многокомпонентным. Необходимо, чтобы школа, семья, сфера допобразования, вопросы культурно-эстетического и спортивного развития выстраивались в гармоничную систему, направленную на развитие личности ребенка.

Кроме того, Кузнецова предложила добавить в школьную программу новую дисциплину – семьеведение. Проект уже успешно реализуется в 60 пилотных регионах, и сейчас прорабатывается вопрос о создании соответствующего учебника. Предполагается, что преподавать семьеведение будут в рамках существующих гуманитарных предметов.

Уполномоченный по правам ребенка также отметила, что важным условием эффективной воспитательной работы в школах является безопасность детей и создание комфортной среды для учеников.

В необходимости возвращения воспитательной функции образовательным учреждениям уверена и Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева.

– Споры по поводу утраты или нивелирования воспитательной функции школы в постсоветское время не утихали долгие годы. При этом все сходились во мнении, что школа априори осуществляет воспитательное воздействие на каждого ученика. Другое дело, когда эта функция законодательно не была закреплена за школой, то и спрос за просчеты в воспитании целых поколений был в основном с семьи, – отметила она. – Инициатива Анны Кузнецовой обусловлена общественным запросом, целесообразностью и поэтому очень ценна.

Напомним, тема воспитания была обозначена президентом Владимиром Путиным как федеральная задача. У Волгоградской области в этом направлении накоплен свой положительный опыт: во всех образовательных организациях региона внедряется программа воспитания, в которой собраны лучшие практики, акции и мероприятия.

Помимо этого, в школах области обновляются библиотеки, учебные кабинеты, столовые и спортзалы. В воплощение этих проектов в жизнь активно вовлекаются дети и их родители, а также педагоги, ведь организация совместной деятельности для достижения общих целей – одна из ключевых задач воспитательного процесса.

Еще одно активно развивающееся направление – школьное добровольчество, которое уже стало частью воспитательной траектории. Только в 2021 году в образовательных учреждениях открыли 18 центров добровольчества. Кроме того, в регионе развиваются территориальные отделения движения «Волонтеры Победы», отряды волонтёров культуры и волонтёров просвещения, а также детско-юношеские объединения, в том числе Юнармия и РДШ.

Обсуждения закрыты для данной страницы