Надзорные мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при выращивании сельскохозяйственной продукции в теплицах, а также в открытом грунте Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области осуществляются в рамках наделенных полномочий: по региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, по региональному государственному надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения (в части добычи подземных вод), содержащих подземные воды, объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В 2017 году в рамках осуществления указанных полномочий комитетом рассмотрено 173 административных дела, вынесено 162 постановления о назначении административных наказаний в отношении юридических, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по статьям 7.6, 7.20, по статье 8.12.1, по ч. 1 и ч. 4 статьи 8.13, по ч. 1 статьи 8.42, по статьям 8.5 и 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на общую сумму штрафов 718,4 тыс. рублей. Из них в 2017 году взысканы штрафы по 119 постановлениям о назначении наказаний на общую сумму 467,2 тыс. рублей. По остальным постановлениям не истек срок добровольной уплаты, представлена отсрочка (рассрочка) либо взыскание проводится в судебном порядке. В службу судебных приставов для принудительного взыскания в 2017 году направлено 12 постановлений о назначении административных наказаний в связи с истечением сроков добровольной уплаты штрафов на общую сумму 37 тыс. рублей. Предъявлено виновным лицам к возмещению 26 расчетов стоимостного выражения вреда причиненного водным объектам и почвам на общую сумму 592,2 тыс. рублей, оплачено 22 расчета на общую сумму 475,0 тыс. рублей, по остальным не истек срок добровольной уплаты либо взыскание происходит в претензионном и судебном порядке.

В рамках административного производства комитетом было изъято 35 единиц насосного оборудования, с использованием которого осуществлялось незаконное изъятие (забор) водных ресурсов из водных объектов либо самовольное пользование недрами (подземной водой).

Отдельно заслуживает внимание информация о сложившейся административной практике по итогам рейдовых мероприятий, проводимых комитетом на протяжении 2016 – 2017 годов в Иловлинском и Городищенском муниципальных районах Волгоградской области.                         В указанный период времени в данных муниципальных районах должностными лицами комитета установлены многочисленные нарушения на реках Бердия, Тишанка, Паньшинка (Сакарка), подлежащих региональному надзору и прилегающих к ним территорий земельных участков, таких как несанкционированное размещение отходов производства и потребления, отсутствие рыбозащитных устройств на водозаборных сооружениях, незаконное использование подземных вод и поверхностных водных объектов, либо использование их с нарушением установленных правоустанавливающими документами условий и др.

При планировании указанных мероприятий комитетом учитывалась информация о юридических и физических лицах — водопользователях и недропользователях, т.е. кому предоставлено право использования водными объектами для забора (изъятия) водных ресурсов для гидромелиорации земель и пользование недрами (подземные воды) в указанных целях.

Кроме этого, при планировании данных мероприятий комитетом в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления учитывались сведения из Иловлинского муниципального района по организации и эксплуатации теплиц в границах территорий поселений района, площадь земельных участков занятых теплицами, а также информация о лицах эксплуатирующих данные объекты.

Согласно информации, предоставленной отделом сельского хозяйства                        и продовольствия администрации Иловлинского муниципального района, на территории района по состоянию на 01.06.2017, юридические и физические лица организовали и эксплуатировали более 800 теплиц на площади более 100 гектар.

Комитетом в 2017 году были инициированы и проведены мероприятия по вопросу принудительного прекращения права пользования водными объектами в случаях возникновения такой необходимости. В прошедшем году трём водопользователям (2-м индивидуальным предпринимателям и 1-му гражданину), в действиях которых в 2016-2017 годах выявлялись административные правонарушения требований водного законодательства, направлены предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом, в соответствии со ст.10 Водного кодекса Российской Федерации. В случае выявления систематических нарушений требований законодательства водопользователями, данная практика комитетом будет продолжена в 2018 году.

Как показывает анализ проводимых комитетом мероприятий, отходы производства и потребления, образующиеся в результате деятельности сельхозпроизводителей, в большинстве случаев не вывозятся                              с водоохранных зон водных объектов. Отходы сбрасываются непосредственно на почву на земельных участках сельскохозяйственного назначения, прилегающих непосредственно к акваториям водных объектов, что приводит к загрязнению земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, при проведении рейдов установлено, что в большинстве случаев, особенно на территориях Иловлинского, Городищенского и Среднеахтубинского районов Волгоградской области, полив сельскохозяйственных культур, выращиваемых как в закрытом грунте в теплицах, так и на открытом грунте, осуществляется путем изъятия водных ресурсов в результате самовольной добычи из подземных водоносных горизонтов, т.е. из недр.

В результате осуществления деятельности по сельскохозяйственному производству, землепользователями в значительном количестве используются пестициды и агрохимикаты. Приготовление растворов агрохимикатов, стимуляторов роста и т.д. осуществляется способами, представляющими реальную угрозу загрязнения не только поверхностных водных объектов, но и подземных вод, так как разведение концентрированных агрохимикатов осуществляется с использованием акватории водного объекта, а при поливе из подземных скважин концентрат агрохимикатов закачивается непосредственно в водный горизонт, из которого осуществляется полив. Указанные действия представляют не только реальную угрозу загрязнения окружающей среды, но также угрозу здоровью населения, поскольку значительное количество людей в сельских поселениях Волгоградской области использует воду из личных скважин или колодцев, как для хозяйственного бытового назначения, так и в питьевых целях.

По итогам рейдовых проверок комитетом принят комплекс мер реагирования, виновные лица привлекались к предусмотренной законом ответственности (наложены административные штрафы), предъявлялись исковые заявления о взыскании ущерба, изымались орудия совершения правонарушений, материалы проверок комитет направлял в правоохранительные и контролирующие органы, такие как: Управление ФСБ России по Волгоградской области, прокуратура Волгоградской области, ГУ МВД, Азово-Черноморское Управление Росрыболовства, налоговые инспекции, Управление Роспотребнадзора, Управление Россельхознадзора, для рассмотрения, в рамках компетенции.

В 2018 году комитет в рамках принятия мер по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при выращивании сельскохозяйственной продукции в теплицах на территории региона продолжит осуществление регионального государственного экологического надзора. В указанной связи комитет на 2018 год в период с апреля по сентябрь запланировал рейдовые осмотры 92 водных объектов.

В рамках взаимодействия с природоохранными и правоохранительными органами в случаях выявления нарушений требований в части касающейся, комитет будет направлять информацию по подведомственности.

Одновременно, в случаях выявления нарушений требований земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 13.07.2015 № 376-п «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Волгоградской области», комитет в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления будет направлять информацию и материалы рейдовых проверок по принадлежности для организации и осуществления муниципального земельного контроля, в том числе в отношении граждан.

Здесь необходимо отметить, что эффективность принятия мер по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при выращивании сельскохозяйственной продукции в теплицах на территории региона может быть достигнута, если будет заблаговременно налажено взаимодействие между всеми компетентными территориальными органами.

Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждения закрыты для данной страницы