Надежда Сивукова: «В моей жизни часто попадались хорошие, приветливые люди, которые мне искренне помогали»

Очень много в нашем районе и городе людей, достойных попасть на газетные страницы. И у каждого из них своя судьба, свой жизненный путь, но объединяет их то, что на этом пути они внесли, а некоторые до сих пор продолжают вносить весомый вклад в развитие и летопись нашей малой родины. И потому нам хочется рассказать об этом нашим дорогим подписчикам и читателям. Сегодня мой рассказ о Надежде Николаевне Сивуковой. Многие дубовчане знают ее как директора одной из престижных в нашем городе школ – базовой, а также учителя начальных классов, к которому родители занимали с утра очередь, стремясь записать своих детей-первоклашек.

Недавно у нас с Надеждой Николаевной состоялась встреча в редакции, и наш разговор продлился около двух часов. Женщине с богатой жизненной и трудовой биографией было чем поделиться с корреспондентом. В начале нашего разговора я предполагала, что она, как и многие состоявшиеся в профессии педагога, с детства мечтала быть учителем. Но оказалось совсем не так. Ее детские и юношеские мечты были о профессии медицинского работника. И ей очень хотелось после окончания Полунинской восьмилетней школы (а ее она окончила с отличием) поступить в медицинское училище и стать фармацевтом. Родители выбор дочери одобрили. Но в итоге молоденькой девчонке не хотелось расставаться с подругами детства, и она вместе с ними приехала в Дубовку и поступила в 1972 году в педагогическое училище на отделение преподавателя начальных классов. В это время ее старший брат уже учился в этом училище.

Позади осталось детство в родном селе, где она родилась и росла вместе с братом и сестрой в крестьянской трудолюбивой и дружной семье, где дети были обласканы теплом и заботой своих любящих родителей. Впереди путь в самостоятельную и взрослую жизнь, для которой необходима была профессия и специальность. Она вспомнила моменты из детской жизни:

— Когда отец приезжал с работы домой, несмотря на усталость, усаживал нас к себе на колени и читал нам книги. Моя первая книга называлась «Хождение по мукам» Алексея Толстого. Ее передавали для чтения из семьи в семью, и вид у нее был немного потрепанный.

Помню, когда была ещё маленькой, мама пряла шерсть на самопряхе, а я сидела на сундуке, открывала папину книгу и водила по страницам глазами. Перелистывала ее и говорила: мама, я читаю книгу; мама, я уже страничку прочитала. Читать в то время, конечно же, я не умела. Просто перелистывала страницы и копировала папу. А потом меня сестра научила читать.

В первый класс я пошла с большим интересом. Класс был небольшой. Мы с одноклассниками боготворили нашу учительницу. Для нас была огромная честь встречать ее перед школой и нести ее портфель. Вот такой был авторитет учителя на селе. Он тогда был самым уважаемым человеком. Моя первая учительница Ефросинья Александровна Лепилкина была строгая. Тишина в классе была идеальная, хотя она никогда не повышала голос на учеников.

А еще запомнились долгие зимние вечера, когда мы сидели в классе и изготовляли своими руками из бумаги и красок игрушки для украшения елки. Это был творческий процесс, в него дети были вовлечены с огромным интересом. Потому что для нас тогда Новый год был самым любимым праздником. А еще у нас на весь класс был один учебник географии. А в классе было 15 учеников, и географию преподавали 2 раза в неделю. Учебник брал с собой после уроков один из учеников, изучал тему, потом пересказывал остальным. Так все собирались в кабинете и готовились к уроку, и кто-то из учеников рассказывал заданный материал. Я, например, выучу, потом рассказываю, затем следующий. Наша учительница по географии всегда говорила, что ее предмет нельзя изучать без карты. И поэтому у нас в классе висела большая карта мира, и только стоя у нее ученик рассказывал заданную тему. Может быть, поэтому я пошла потом на географический факультет.

Годы учебы и в школе, и в педучилище Надежда Николаевна вспоминает с особой теплотой. Жаль, что они пролетели очень быстро. В Дубовке она продолжала дружить со своими школьными подругами, ходила на танцы, вышла замуж за достойного человека из уважаемой в Дубовке семьи.

После окончания училища найти работу по специальности было нелегко, потому как работников с педагогическим образованием здесь было много. Надежда устроилась в школу №3 и проработала там 2 года. Потом перешла на должность воспитателя группы продленного дня, где ей с 1989 года доверили преподавание в начальных классах. Так как эта работа была очень ответственная, потому что приходилось работать не только с учениками начальных классов, но и со студентами педагогического училища, для которых приходилось проводить открытые показательные уроки.

— В базовой школе были замечательные педагоги. Они тепло приняли меня в свой коллектив и дали много полезного опыта. Атмосфера была доброжелательная, и я шла на работу всегда с хорошим настроением, — вспоминает Надежда Николаевна. — В моем классе воспитателем была Ираида Васильевна Беликова, и мы вместе с ней проводили учебно-воспитательный процесс. Я перенимала от старших коллег их стиль общения с детьми, манеру говорить, проводить классные часы.

Все складывалось в профессии так хорошо, что Надежда Сивукова была благодарна судьбе за все жизненные перемены. К тому же в то время она продолжала повышать свой профессиональный статус и заочно заканчивала учебу в Волгоградском педагогическом институте на естественно-географическом факультете. Могла ли она предположить тогда, что через некоторое время жизнь преподнесет ей неожиданный подарок, и она будет занимать должность руководителя этой школы. Конечно же нет. Но областное руководство, в чьем ведении находилось это учебное заведение, при очередном уходе директора выбрали на освободившуюся должность именно ее кандидатуру и доверили организацию воспитательного и учебного процессов.

— В октябре 2002 года мне доверили руководство базовой школой. Когда я первый раз зашла в кабинет директора и села за стол, меня обуял страх. Я не могла понять, что же я теперь буду делать? Но старшие и опытные коллеги оказали мне поддержку. Коллектив был спокойный и трудолюбивый. Здесь работали педагоги, которые начали свою трудовую деятельность со дня открытия школы. Они передавали свой опыт молодым коллегам. Были настоящими наставниками учителям, только что окончившим учебные заведения. Все усилия прилагались для общей цели: все только во благо детям.

Надежда Николаевна вспомнила, что ей пришлось заниматься не только организацией учебно-воспитательного процесса, но и осваивать программы бухгалтерского учета. Потому что в школе была своя бухгалтерия. Она тепло отозвалась о бухгалтерах, которые ей в этом непростом деле помогали. Это Марина Шелкова, Валентина Смоляева с сыном. Да и много других добрых людей всегда готовы были оказать ей моральную поддержку. Надежда Николаевна освоила и бухгалтерские программы.

Мне досталось очень непростое директорское руководство. Но в моей жизни часто попадались хорошие, приветливые люди, которые мне искренне помогали.

Много времени прошло с тех пор. Позади остались трудности, с которыми пришлось столкнуться Надежде Николаевне в своей руководящей деятельности. Она вспоминает, что отдавала этому непростому делу все свое время, энергию и силы. Тем более в то время школа столкнулась с большими преобразованиями. До 2001 года базовая школа имела статус начальной, потом основной. Учебное заведение, выполнявшее функции обучения детей в начальных классах, реформировалось в школу основного образования. И были открыты классы для продолжения учебы с 1-го по 9-й класс.

Много можно писать о том, какую активную профессиональную деятельность проводила Надежда Николаевна, находясь на посту руководителя базовой школы. Ей приходилось прилагать огромные усилия к тому, чтобы обустроить и подготовить запущенный в то время второй этаж здания для переоборудования его в просторные и светлые учебные классы. Набрать преподавателей для организации учебного процесса. Все это стоило не только огромных материальных затрат, но и чисто физического здоровья. А с выделением финансовых средств на ремонт и переоборудование в школах, сами понимаете, как бывает.

Вместе с коллегами она принимала участие во всех процессах ремонта и переоборудовании классов и кабинетов, поддерживала их инициативу в этом направлении, потому что все делалось для того, чтобы ученикам было уютно и комфортно, и чтобы они с удовольствием шли в школу. Она вспомнила, как однажды к ним в школу, а это было летнее время ремонта кабинетов и классов, зашел работник прокуратуры. Он был очень удивлен тому, что директор занималась несвойственной ее должности деятельностью. Она помогала рабочим. Он спросил ее: «А почему Вы это делаете?». Надежда Николаевна ответила, что ей не чужда и такая работа, потому что в то время не хватало не только материальных средств, но и просто рабочих рук.

Сегодня Надежда Николаевна работает методистом очного отделения зооветеринарного колледжа. Ее многолетний и добросовестный труд неоднократно отмечался почетными грамотами и благодарственными письмами не только местного уровня, но областного, а также Министерства образования СССР и РСФСР. Она награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования».

Но самым главным жизненным достижением Надежда Николаевна считает дорогой ее сердцу семейный тыл. А это муж Владимир Ильич Сивуков, с которым они прожили в крепком браке в заботе друг о друге, любви и согласии 45 лет, и их прекрасные сыновья Алексей и Максим со своими семьями. В них сейчас подрастают внуки Артем и Илья, а также внучка Виктория — будущий педагог. И нет более радостных моментов, когда вся семья собирается вместе, все живы и здоровы. А это и есть настоящее женское счастье!

Александра ДАВЫДОВА

Обсуждения закрыты для данной страницы