Проверка деятельности некоммерческих организаций как форма осуществления контроля за их деятельностью

Некоммерческие организации являются одним из важнейших сегментов гражданского общества, призванных решать целый ряд задач по осуществлению общественно полезных проектов. В последние годы им уделяется особое внимание со стороны практически всех органов государственной власти, как на федеральном, так и региональном уровнях. Оказывая НКО огромное доверие, государство не может позволить себе оставить их деятельность вне контроля. Многие из организаций, выходя, получив свидетельство о государственной регистрации, забывают о своих обязанностях, в частности, по предоставлению отчетов в органы юстиции, поэтому неотъемлемой частью взаимодействия с НКО является контроль за их деятельностью. И если результативность работы по регистрации НКО связана, прежде всего, с активностью заявителей, то надлежащее осуществление контрольных полномочий зависит исключительно от территориального органа юстиции.

Основной формой контроля за деятельностью некоммерческих организаций является проведение проверок соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Федеральным законом от 12.01.1996 № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрена возможность осуществления как плановых так и внеплановых проверок.

Основная часть проверок, проводимых органами юстиции, являются плановыми.

Планы проверок некоммерческих организаций составляются территориальными органами Минюста России по субъектам РФ самостоятельно и после утверждения размещаются на официальном интернет-сайте территориального органа. Такое размещение дает некоммерческим организациям дополнительные гарантии и возможности для подготовки к предстоящей проверке.

Проведение внеплановых проверок возможно по следующим основаниям: истечения сроков исполнения НКО выданного уполномоченным органом предупреждения об устранении выявленного нарушения требований законодательства РФ; представления избирательной комиссии о проведении проверки НКО; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки на основании требования прокуратуры в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; поступление информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента; поступление информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма; а также поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Следует отметить, что некоммерческими организациями часто оказывается противодействие проверке, которое выражается в непредставлении документов или их копий на основании уведомления о проверке в установленные сроки и в полном объеме. По данному факту проверяющий государственный служащий составляет протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За первое полугодие 2017 года Управлением проверена деятельность 25 некоммерческих организаций. Из них: проверено общественных объединений 14, религиозных организаций 4, иных некоммерческих организаций 5, 2 региональных отделения политических партий.

По результатам проведенных проверок в соответствии с действующим законодательством в адрес некоммерческих организаций направлено 65 предупреждений. Составлено 13 протоколов об административном правонарушении.

Типичными нарушениями, допускаемыми некоммерческими организациями в своей деятельности, являются:

-непредставление в уполномоченный орган обновленных сведений о месте нахождения некоммерческой организации, её руководителе, иных сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— непредставление в уполномоченный орган ежегодной отчетности по формам и в сроки определенные уполномоченным органом исполнительной власти;

— несоответствие уставов некоммерческих организаций требованиям действующего законодательства;

— несоблюдение требований учредительных документов.

Информация о выявленных нарушениях законодательства, контроль за исполнением которых не относится к компетенции уполномоченного органа, например трудового, налогового законодательства, законодательства Российской Федерации об образовании, направляется в соответствующий контрольно-надзорный орган.

Несомненно проверки способствуют повышению уровня ответственности руководителей по своевременной сдаче отчетности, внесению изменений в сведения о некоммерческой организации в установленные сроки, а также более качественному оформлению документов (протоколов, приказов и иных внутренних документов), позволяют предотвратить нарушения законодательства в будущем.

 

Главный специалист-эксперт Управления Минюста России по Волгоградской области        Е.Ю. Мальцева

 

Практика ведения регистрационных систем Минюста России

Порядок организации работы Министерства юстиции Российской Федерации по систематизации действующих нормативных правовых актов в целях включения их в Свод законов Российской Федерации (далее – Свод законов) был утверждён 2 апреля 1998 года. Он был разработан на основании Указа № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации». Согласно ему, работа Министерства юстиции Российской Федерации по систематизации действующих нормативных правовых актов для включения их в Свод законов (далее – Свод законов) осуществляется в целях реализации положений статьи 15 Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации», упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности, укрепления конституционной законности.

Регистр муниципальных правовых актов является составной частью Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации (ПС НПА ЕСИТО). ПС НПА ЕСИТО была организована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства, что позволило значительно сократить количество актов субъектов Российской Федерации, противоречащих федеральному законодательству. Федеральный закон № 260-ФЗ от 08.11.2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов» после многочисленных согласований и доработок был принят. На основании закона № 260-ФЗ от 08.11.2007 все муниципальные нормативные акты подлежат включению в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее-Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ) государственный реестр уставов муниципальных образований является сводом сведений прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актов, состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

В государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации включаются следующие сведения: государственный регистрационный номер устава муниципального образования; реквизиты муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утвержденного решения, которым принят устав); сведения об источнике опубликования (обнародования) устава муниципального образования.

Устав муниципального образования — конституционный акт, составляющий правовую основу местного самоуправления и определяющий статус и все направления организации и деятельности субъектов местного самоуправления.

Целями ведения информационной системы «Реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований» являются обеспечение контроля за соответствием уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также реализация конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Ведение государственных реестров уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации осуществляется регистрирующими органами.

На 01.09.2017г в государственном реестре уставов муниципальных образований Волгоградской области в электронном виде содержится 10691 зарегистрированных уставов и муниципальных правовых актов, из них вступивших в силу – 3401 акт.

В государственный реестр уставов муниципальных образований в электронном виде внесены все уставы и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы, созданы актуальные редакции текстов уставов, включены дополнительные сведения.

В целях предотвращения нарушений требований Методики ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Волгоградской области Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области организованы проверки качества ведения регистра.

В целях повышения эффективности обработки информации и экономических показателей введена адаптация и внедрены следующие современные технологии:

  1. Технологии облачных вычислений, позволяющие обеспечить централизованную обработку и хранение данных и выполнить перенос большей части задач.

Правовая информатика по обработке информации на централизованный сервер (технология «тонких» клиентов).

  1. Веб-технологии, предназначенные для организации документооборота и доведения информации.
  2. Использование мобильных устройств.

Исследование и адаптация указанных современных технологий с учетом всех актуальных нормативных требований в части обеспечения безопасности обрабатываемой информации, разработки детальной модели угроз, тщательного анализа циркулирующих потоков информации и схемы обработки данных позволят увеличить функциональность информационных систем, повысить скорость обработки и доступность информации без снижения уровня защищенности обрабатываемых данных.

Сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований и федеральный регистр, являются открытыми и общедоступными. И в настоящее время благодаря развитию информационных технологий доступ к реестру муниципальных образований и федеральному регистру обеспечивается через официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации в сети Интернет по адресу: www.zakon.scli.ru, где каждый имеет возможность ознакомиться с интересующими его муниципальными правовыми актами и нормативными правовыми актами.

Специалист-эксперт Управления Минюста России по Волгоградской области      Ю.И. Москоленко

Социальная защита государственных гражданских служащих

В России социальная защита гарантируется ст. 7 Конституции. Данная гарантия означает, что социальная защита распространяется на всех граждан России. Вместе с тем она осуществляется дифференциро­ванно с учетом специфики социального положения различных социаль­ных групп и слоев в социальной структуре российского общества.

Если говорить о социальной защите государственных граждан­ских служащих, то это система государственных мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необхо­димых для их нормальной жизнедеятельности, уменьшению отрица­тельного влияния социальных рисков, снижающих их качество жизни.

Система социальной защиты государственных гражданских слу­жащих должна быть конкурентоспособной, т. е. стимулировать пове­дение служащих, направлять его на достижение задач государства, соединяя интересы служащих с задачами государства.

Таким образом, для обеспечения социальной защищенности государственных граждан­ских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих служебных обязанностей, укрепления стабильности про­фессионального состава кадров государственной гражданской служ­бы и в порядке компенсации ограничений и запретов, установленных законодательством, государственным гражданским служащим опре­делены государственные гарантии.

Под гарантиями на государственной службе понимаются раз­личного рода денежные возмещения дополнительных затрат и более высокой стоимости жизни, возникающих в связи с выполнением слу­жащими служебных заданий. Закон о гражданской службе разделил государственные гарантии на две категории: основные (для всех гра­жданских служащих РФ) и дополнительные (для гражданских служа­щих отдельных государственных органов и субъектов РФ).

В соответствии со ст. 52 Закона о гражданской службе к основ­ным государственным гарантиям государственных гражданских слу­жащих относятся:

равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показа­тели оценки эффективности результатов профессиональной служеб­ной деятельности при замещении соответствующих должностей граж­данской службы, если иное не установлено данным Законом;

право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должност­ным регламентом;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продол­жительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пен­сию за выслугу лет;

обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения граж­данской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского об­следования в специализированном учреждении здравоохранения в соот­ветствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обяза­тельном социальном страховании на случай временной нетрудоспособ­ности и в связи с материнством»;

выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно феде­ральными законами и законами субъектов РФ;

возмещение расходов, связанных со служебными командиров­ками;

возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гра­жданского служащего в другой государственный орган;

при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, распо­ложенный в другой местности в пределах РФ, — возмещение расхо­дов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах РФ, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации;

обеспечение гражданского служащего, назначенного в по­рядке ротации на должность гражданской службы в государствен­ный орган, расположенный в другой местности в пределах РФ, слу­жебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения — возмещение гражданско­му служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения;

защита гражданского служащего и членов его семьи от наси­лия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;

государственное пенсионное обеспечение.

Гражданским служащим также может предоставляться право на:

дополнительное профессиональное образование гражданского служащего, которое  включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации с сохранением на этот период замещаемой долж­ности гражданской службы и денежного содержания;

транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с испол­нением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также ком­пенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;

замещение иной должности гражданской службы при реорга­низации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 Закона о гражданской службе;

единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы.

Более подробно хотелось бы рассмотреть такую государствен­ную гарантию гражданского служащего как право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое представляет собой вознагражде­ние за труд, добросовестное и успешное исполнение служебных обязанностей. При этом денежное содержание является основным средством материального обеспечения и стимулирования служебной деятельно­сти по замещаемой должности гражданского служащего.

В соответствии со ст. 50 Закона о гражданской службе структу­ра денежного содержания гражданских служащих состоит из месяч­ного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с при­своенным классным чином, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Ежемесячные и иные дополнительные выплаты, включаемые в денежное содержание служащего, представляют собой дополнитель­ное вознаграждение, систематически выплачиваемое ему сверх оклада денежного содержания или должностного оклада. По своему характе­ру они делятся на компенсационные и стимулирующие.

К компенсационным выплатам относятся:

ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые ус­ловия гражданской службы;

ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

единовременная выплата при предоставлении ежегодного опла­чиваемого отпуска и материальная помощь.

К стимулирующим выплатам относятся:

1)    ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

премии за выполнение особо важных и сложных заданий — это дополнительная выплата, направленная на материальное поощрение служащего за добросовестное, полное и успешное выполнение им упомянутых заданий, особую важность и сложность которых опреде­ляет представитель нанимателя;

ежемесячное денежное поощрение — это ежемесячная допол­нительная выплата, входящая в денежное содержание служащего, на­правленная на его стимулирование к добросовестному, полному и успешному выполнению служебных обязанностей по замещаемой должности.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что проблема материаль­ного обеспечения гражданских служащих остается одной из острых, болезненных и наиболее трудно разрешимых в рамках реформы госу­дарственной службы. Необходимо повышать уровень оплаты труда гражданских слу­жащих и тем самым «создавать конкуренцию на рынке чиновников, что позволит сделать государственную службу привлекательной для способных и амбициозных людей».

Следует также обратить внимание на то, что повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных служа­щих (в том числе гражданских служащих) является одним из основ­ных направлений деятельности государственных органов по повыше­нию эффективности противодействия коррупции.1

 

Главный специалист – эксперт Управления Минюста России по Волгоградской области  Е.И. Николаева

 

 

 

 

 

Комментарии читателей статьи "Минюст России по Волгоградской области сообщает"

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий