Все об электронном больничном

С 01 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2017 г. №86 – ФЗ «О внесении изменений с статью 13 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Документ предусматривает возможность оформления листков нетрудоспособности в электронном виде. Теперь у нас с вами есть выбор – оформить листок нетрудоспособности в привычном бумажном виде либо в электронном, дав на это свое письменное согласие. Отвечаем на наиболее часто встречающиеся вопросы по этой теме.

  1. В чем преимущество электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН) перед бумажным? Какие задачи позволяет решить его введение?

Электронный листок нетрудоспособности невозможно потерять, подделать. Введение электронного листка нетрудоспособности позволит уменьшить временные затраты на его оформление как самому пациенту, так и врачу.

Для работодателей упростится процедура обращения за выделением средств в Фонд, не нужно будет предоставлять копии больничных листков.

  1. Как выглядит электронный листок нетрудоспособности?

ЭЛН содержит сведения, абсолютно идентичные сведениям, указываемым в бумажном бланке. Отличием электронного листка нетрудоспособности является лишь то, что он формируется в форме электронного документа, заверяется электронными цифровыми подписями врача, если необходимо, председателя врачебной комиссии и руководителя медицинской организации. Важным условием для оформления ЭЛН является указание СНИЛСа пациента.

  1. Электронный листок нетрудоспособности заменит бумажный или будет действовать параллельно?

В ближайшей перспективе отмены бумажного варианта листка нетрудоспособности не планируется. С 1 июля 2017 года человек вправе сделать свой выбор сам: бумажный или электронный. Электронный листок нетрудоспособности выдается только с письменного согласия пациента.

  1. Выдается ли электронный листок нетрудоспособности на руки?

Нет. На руки застрахованный гражданин получит в медицинской организации только талон с указанием уникального номера электронного листка нетрудоспособности. Этот номер впоследствии будет использоваться работодателем, Фондом социального страхования, а также самим работником при работе в личном кабинете застрахованного. Также в талоне указывается СНИЛС застрахованного, наименование медицинской организации, период освобождения от работы и ФИО врача, выдавшего ЭЛН.

  1. Что нужно работодателю, чтобы стать участником этого взаимодействия?

Организация любой формы собственности, вне зависимости от численности работающих человек, сможет участвовать в системе перехода на электронный больничный. Главные условия участия:

— обладание электронной цифровой подписью;

— заключение с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации соглашения об информационном взаимодействии;

— информирование своих работников о возможности получения и предъявления к оплате ЭЛН.

  1. Какова схема взаимодействия лечебного учреждения, работника, работодателя и Фонда социального страхования при работе с ЭЛН?

Электронный листок нетрудоспособности формируется благодаря информационному взаимодействию медицинской организации, учреждения медико-социальной экспертизы (при необходимости), работодателя и Фонда социального страхования. Вся база данных по электронным листкам нетрудоспособности хранится в информационной системе Фонда социального страхования.

Схема оформления ЭЛН:

  1. В случае болезни застрахованное лицо обращается в медицинскую организацию и дает письменное согласие на оформление ЭЛН.
  2. Медицинская организация оформляет ЭЛН, передает его в электронном виде на хранение в Фонд социального страхования РФ, сообщает номер ЭЛН пациенту.
  3. После выздоровления застрахованное лицо сообщает номер своего ЭЛН работодателю.
  4. Работодатель по номеру ЭЛН направляет запрос в Фонд, получает ЭЛН и оплачивает пособие своему работнику за счет средств Фонда социального страхования.

Сам работник может отследить статус своего ЭЛН через личный кабинет застрахованного. Для запроса и получения информации ему также в обязательном порядке потребуется указать номер электронного листка нетрудоспособности и свой СНИЛС. Предварительно для входа в личный кабинет необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных услуг.

  1. Все ли медицинские организации с 1 июля перешли на электронный больничный?

Нет, не все. Запланирован поэтапный переход медицинских организаций региона на оформление ЭЛН.

  1. Какие технические проблемы нужно решить, чтобы ввести электронный листок нетрудоспособности?

Для обеспечения возможности перехода на работу с электронным листком нетрудоспособности медицинским организациям и страхователям необходим ряд информационно-технологических условий: прежде всего, наличие необходимого количества компьютерной техники, доступ к сети Интернет, средства информационной безопасности, наличие у врачей медицинской организации электронных цифровых подписей.

  1. Информация о состоянии здоровья конфиденциальная. Наверняка, всех волнует, как будет осуществляться защита персональных данных граждан при оформлении электронного больничного?

Данные о листках нетрудоспособности будут храниться в Центре обработки данных Фонда социального страхования РФ, где предусмотрены все степени защиты в соответствии с федеральным законодательством.

О.А. ЗАЛИПАЕВА,

главный специалист Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

Обсуждения закрыты для данной страницы